"Мы должны вбить нашу уникальность в новое Соглашение между РФ и ЕС": интервью калининградского политолога

Депутат Калининградской областной Думы, директор фонда "Региональная стратегия" Соломон Гинзбург на недавней встрече с европейскими коллегами передал заместителю председателя комитета по иностранным делам Европарламента Янушу Онышкевичу папку со своим планом решения калининградской задачи. Вручая бумаги, калининградский депутат обратил внимание на цвет папки. "Прошу не пугаться, что папка оранжевого цвета, нам такие на складе выдали", - уточнил Гинзбург. Европарламентарии заулыбались, а спикер Калининградской облдумы Сергей Булычев парировал: "Я дам команду, чтобы на складе поменяли цвет папок". Корреспондент ИА REGNUM обратился к политологу Гинзбургу с просьбой рассказать о содержимом оранжевой папки.

ИА REGNUM: Соломон Израилевич, на встрече с европарламентариями вы высказались против создания 50-километровой безвизовой зоны в Польшу и Литву для жителей Калининградской области, назвав эту идею "коррупционной". Почему?

Этот вариант коррупционный, поскольку он бесконтрольный. Речь, прежде всего, идет о получении жителями Калининградской области прописки в приграничной зоне для того, чтобы беспрепятственно посещать приграничные территории Литвы и Польши. Этот вариант на руку только челнокам, которых в советское время называли спекулянтами. Таким образом, взятки, как для наших, так и для евросоюзовских служащих увеличатся в разы. Пограничники и таможенники в виду отсутствия апробированного опыта будут поступать по собственному усмотрению. Еще изъян этого варианта - протяженность Калининградской области в поперечнике составляет 108 км, и становится очевидным, что жители, зарегистрированные на "ничейной" восьмикилометровой территории в центре области, не будут иметь права посещать приграничные польские либо литовские населенные пункты. Я посмотрел приграничный опыт Европы и не нашел, чтобы таким образом дифференцировали население. Самое главное в этой неразберихи - мы нарушаем Конституцию России, ставя людей в неравное положение и нарушая свободу передвижения. Первыми идею 50-километровой зоны озвучили в октябре прошлого года помощник президента России по взаимодействию с ЕС Сергей Ястржембский и еврокомиссар Бенита Ферреро-Вальднер, когда прибыли в Калининград. Но у меня тогда сложилось такое ощущение, что они сами не верят в эту идею. На мой взгляд, высокопоставленные чиновники поставили себе задачу лишь как-то успокоить население Калининградской области, потому что шок после отмены бесплатных виз в Польшу и Литву был достаточно ощутим. Прежде всего, это был удар по нарождающемуся среднему классу и малому бизнесу.

ИА REGNUM: Что предлагаете вы?

Я предлагаю заключить два двухсторонних договора между Россией и Литвой и Россией и Польшей о правилах передвижения жителей Калининградской области по территории соседних иностранных государств, где необходимо восстановить преференциальную практику получения виз калининградцами. То есть бесплатно, без приглашения и многократно. Повторяю, это должны быть договоры на уровне федерального центра, а не на местном уровне. Насколько я понимаю, если не благосклонно, то терпимо отнесется к этому аппарат Евросоюза. У меня такое мнение сложилось после общения с депутатами Европарламента, а также с дипломатами Польши и Литвы, которые работают в Калининграде.

ИА REGNUM: А вас не смущает тот факт, что с восстановлением визового статус-кво калининградцы станут неподконтрольны, прежде всего, для самих себя. Ведь получив бесплатную польскую визу, я могу смело ездить по Европе, наплевав на Шенген: внутренних границ между Польшей и Германией нет...

Конечно, будут такие случаи, но ничего другого не придумаешь. И потом пограничные службы и полиция Евросоюза тоже не будут сидеть сложа руки. И если вы нарушите правила игры, то рано или поздно попадетесь и вас на несколько лет лишат права получить какие-то ни было визы в Европу. Практика вычисления и внесения в черный список нелегалов широко отработана в Европе. В любом случае, это более удобно, чем плодить в регионе коррупцию и дифференцировать население.

ИА REGNUM: На встрече с депутатами Европарламента вы передали папку со своим видением будущего Калининградской области. Что была в папке?

Поводом к созданию "оранжевой папки" послужил юбилей Нидским инициативам [от литовского города Нида на Куршской косе, где в 1998 году тогдашний замминистра иностранных дел России Иван Иванов подписал с литовским коллегой Соглашение о партнерстве с Калининградской областью. - ИА REGNUM]. Тогда фактически был узаконен преференциальный режим для калининградцев до вступления Литвы в Евросоюз. Вспоминая то время, отмечу, что вплоть до конца 1996-го года калининградский губернатор Юрий Маточкин как минимум раз в квартал общался с президентом Литвы Альгирдасом Бразаускасом и раз месяц с премьер-министром Казимирой Прунскене. То есть безвизовый режим и бесплатные визы не с неба свалились. Аналогичная ситуация была с поляками. Параллельно в 1997 году вступило в силу Соглашению о партнерстве и сотрудничеству между Россией и Евросоюзом. Сейчас это мертвый документ, поскольку тогда была исторически иная эпоха. Число членов ЕС было другое, Калининградская область не была окружена странами Евросоюза. Сейчас на смену старому документу идет новое Соглашение о стратегическом партнерстве между РФ и ЕС. И здесь я опасаюсь, что мы вновь прозеваем Калининград. Если мы хотим получить что-то для Калининграда, то мы должны вбить нашу уникальность в этот документ. Если мы добьемся включения нашего региона в рамочное соглашение, то у нас есть шанс получить бесплатные многократные шенгенские визы. Такой международный опыт существует. Например, между Хорватией и Словенией. Хорваты получают практически бесплатные шенгенские визы, хотя страна не является членом ЕС. Есть норвежский опыт, опыт Исландии, Лихтенштейна - все это надо тщательно изучать, что выработать калининградский алгоритм решения проблемы. Я передал мою аналитическую записку председателю Калининградской областной Думы Сергею Булычеву и с удовлетворением заметил, что на встрече с европарламентариями спикер фактически учел мое мнение, сказав коллегам, что требуется отдельный раздел о Калининградской области в Соглашении о стратегическом партнерстве. Кстати, за эту работу я получил благодарность в письменном виде от председателя комитета по международным делам Совета Федерации Михаила Маргелова. Сенатор пообещал, что данные материалы будут использованы в переговорах между Россией и ЕС применительно к Калининградской области.

ИА REGNUM: По вашему мнению, руководство Калининградской области разделяет эту позицию?

Позиция губернатора Георгия Бооса мне неизвестна по этому вопросу. Она нигде не звучала.

ИА REGNUM: Помнится, Евросоюз уже предлагал Москве дать калининградцам бесплатные шенгенские визы, но президент России Владимир Путин тогда ответил, чтобы мы не поддавались на шенгенскую конфетку...

На мой взгляд, Москву раздражает калининградская тематика и она стремится просто закрыть калининградскую страницу. Ведь что такое Калининградская область в целом для страны? 950 тысяч населения, электорально это не решает судьбу того или иного политика. Протяженность области, как я уже уточнял, составляет 108 км, а это столько же, сколько длина Московской кольцевой автодороги (МКАД). Я предлагаю уже сейчас начинать готовить отдельную встречу, посвященную целиком международной проблематике по Калининградской области, между губернатором области и новым президентом Дмитрием Медведевым, который, как мне кажется, демонстрирует определенный ресурс вменяемости во внешней политике. Надо помнить, что мы - федерация, а не унитарное образование. И в этом плане мы должны понимать, что стричь регионы под одну гребенку - это провоцировать здесь серьезные сепаратистские настроения. Среди молодежи они присутствуют, я это знаю. Они присутствуют среди людей среднего возраста, которые в страшные 1990-е годы были уверены, что мы всегда будем в России. А вот в счастливые нулевые эти люди с большим скепсисом смотрят на будущее.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: ИА REGNUM

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.