Главной темой пятничного пленарного заседания Госдумы была государственность, целостность России и ее интересы в большом мире

Об этом депутаты говорили много, эмоционально, вспоминая и потерянный дальневосточный остров Даманский, и оспариваемые Японией Курильские острова, и Калининград, и ошибки советского МИДа, санкционированные Политбюро Компартии. Разве что проданную американцам Аляску упустили из внимания. А вот об ответственности власти за государство вспомнили. И решили, что второе его лицо - председатель Правительства, который в определенных случаях имеет право исполнять обязанности Президента, "в том числе формировать и возглавлять Совет безопасности, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил, осуществлять руководство внешней политикой страны", обязательно должен быть гражданином одной страны - России.

Это требование Дума закрепила поправкой в Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ", где уточнено, кого Президент может предлагать в премьеры - претенденты на второй по значимости пост в государстве должны быть "из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства". Подобное условие российскими законами установлено и для Президента, и для депутатов всех уровней, губернаторов. Но на председателя Правительства до сих пор оно не распространялось. И к законотворческой инициативе Андрея Климова год назад в кабинете министров отнеслись без одобрения, посчитали, что она противоречит Конституции. Но несмотря на отрицательный отзыв, поступивший с Краснопресненской набережной на Охотный Ряд в апреле 2003 года, нижняя палата смогла набрать необходимое конституционное большинство в 424 голоса, чтобы принять законопроект, имеющий, по словам Климова, "принципиальное и стратегическое значение", в первом чтении. И теперь народные избранники могут надеяться, что Президент никакого иностранца в премьеры не призовет.

Также единодушно - 423 "за" в третьем чтении - депутаты приняли вчера и другой конституционный закон - "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа", внесенный в Госдуму Президентом России. Новый субъект Федерации - Пермский край - появится на карте России только первого декабря 2005 года. Хотя жители Пермской области (84 процента избирателей, участвующих в референдуме) и Коми-Пермяцкого автономного округа (89 процентов) высказали свою волю к объединению в декабре 2003 года. Но даже для создания обычной семьи, в которой соединяют свои жизни два человека, требуется время.

Это брак по расчету - "в целях ускорения социально-экономического развития Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, повышения уровня жизни населения, проживающего в этих субъектах Федерации", как сказал, представляя законопроект, полномочный представитель Президента в нижней палате парламента Александр Котенков. Закон определяет основные условия и процедуру образования Пермского края, его статус и границы, положения об организации и функционировании органов власти, судов и иных структур на территории нового субъекта Федерации. Выборы губернатора края пройдут в первое воскресенье декабря 2005 года, выборы краевого парламента - в декабре 2006-го. Если полномочия нынешних глав Пермяцкой области и Коми-Пермяцкого АО прекратятся раньше, выборы в этих регионах проводиться не будут - Президент назначит туда руководителей своим решением. Идея создания одного региона из двух объединила и депутатов разных фракций. Правда, были некоторые нюансы. Коммунист Леонид Иванченко предлагал уточнить вопросы разграничения предметов ведения. Владимир Жириновский (ЛДПР) призывал не останавливаться на достигнутом и продолжать укрупнение регионов. Александр Котенков заверил депутатов в том, что все шероховатости в части передачи полномочий от действующих губернаторов новому единому губернатору будут устранены в переходный период.

Второе чтение законопроекта "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", в соответствии с которым предлагается увеличить срок предъявления обвинения при расследовании ряда преступлений террористического характера с 10 до 30 дней, даже не обсуждался. Думцы убеждены, что подобная мера сделает борьбу с терроризмом более эффективной. К законопроекту поступило всего пять поправок, и все они были учтены. За принятие законопроекта во втором чтении проголосовало 372 депутата. Повестка вчерашнего заседания была столь напряженной, что народные избранники решили сократить на час свой обеденный перерыв. И как раз к обеду на Охотном Ряду появился еще один символ государственности - бронзового орла на белом полушарии водрузили в думском буфете на первом этаже, и он воспарил над пирогами и салатами.

Комментарий

Гасан Мирзоев, президент Гильдии российских адвокатов, ректор Российской академии адвокатуры, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России:

- Принятие в первом чтении поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, по которой срок предъявления обвинения за преступления террористического характера и другие особо тяжкие преступления увеличивается с 10 до 30 суток, - очень серьезный шаг.

С одной стороны, терроризм с каждым днем становится все большей опасностью не только для нашей страны, но и для всего мира. И терроризм требует адекватных самой опасности методов борьбы. Увеличение срока предварительного заключения до месяца, по мнению правоохранительных органов, нужно для сбора информации и предъявления обвинения. Здесь вроде и возразить нечего. Да, терроризм - это серьезно. Поэтому лично я увеличение срока содержания под стражей для людей, совершивших общественно-опасные деяния, содержащие признаки терроризма, поддерживаю.

Уверен, что это даст возможность тщательнее исследовать доказательства, провести необходимые экспертизы, профессионально и грамотно рассмотреть все аспекты преступления. Но есть и другая сторона медали. И вот о ней, считаю, надо сказать.

Очень важно, чтобы эта норма не стала в руках недобросовестных сотрудников органов инструментом для решения своих целей, далеких от тех, которые заявлены, - борьбы с террором.
Источник: Российская газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.