"Непросто быть землей обетованной". Почему русские, возвращающиеся в Россию, не чувствуют себя евреями, переселяющимися в Израиль

Истекает второй год с тех пор, как в России очень красиво стартовала государственная программа возвращения соотечественников, проживающих за рубежом. Тогда сердце патриота обливалось медом: наконец-то Родина вспомнила о тех, кто в результате распада СССР случайно оказался гражданином чужого государства. Предварительные исследования показывали, что желающих вернуться к родным березкам - миллионы. Регионы России тоже демонстрировали готовность принимать у себя соотечественников эшелонами. На сегодняшний день услугами госпрограммы воспользовались лишь 1457 человек, причем многие из них уже успели пожалеть о своем энтузиазме. Из потенциальных переселенцев, заполняющих анкеты в российских посольствах, лишь каждый шестой решается на эмиграцию. Почему "русская алия" дает сбои, решили выяснить корреспонденты "Известий".

Калининград. Бездомный или хозяин
Илья Стулов

На безрыбье Калининградская область считается сегодня в России передовым регионом по привлечению соотечественников на историческую родину. Губернатор Георгий Боос занял в этом вопросе активную позицию, в результате за полгода из стран ближнего зарубежья сюда переселилось уже 864 человека. А планировалось - 10 тысяч. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что амбициозная задача увеличить за счет переселенцев население области на треть к 2014 году невыполнима.

"Получай, Родина, бомжей"

- Непросто быть землей обетованной, - откровенничает высокопоставленный областной чиновник. - На бумаге вроде все гладко, а на деле проблем - как блох у бродячей собаки. Только успевай вылавливать.

Блохи попадаются разные. Например, вот такие: при выдаче подъемных с участников программы банки сначала брали проценты за кассовое обслуживание. Пришлось объяснить банкирам, что патриотизм нынче дорог. Теперь не берут. Или вот еще такая блоха. Переселенцы до получения российского паспорта не имели возможности пользоваться мобильниками. Местные операторы, следуя инструкциям, не продавали им СИМ-карты. Левые симки приходилось втридорога покупать у таксистов. Так продолжалось несколько месяцев, пока в региональном правительстве не нашли общий язык с одним из операторов. И таким препонам несть числа. Но если бы дело было только в них, соотечественники уже давно бы оккупировали Калининградскую область, как немцы Украину. К сожалению, попадаются блохи и покрупнее.

Рейсовый автобус с не совсем счастливым номером "113" отходит с калининградского автовокзала каждый час. Всего за 17 рублей, потратив полчаса, на нем без проблем можно доехать до поселка Северный. Здесь, реконструировав старые казармы люфтваффе, областные власти оборудовали временный центр по размещению переселенцев. Все три корпуса общежития отремонтированы по последнему слову дизайнерского искусства. Под рукой все необходимое - от чайной ложки до стиральной машинки и телевизора. Зато нет детского сада: по коридорам носится целая ватага дошкольной ребятни. Роль няни взяла на себя самая старшая соотечественница Галина Ивановна.

- Иначе родители ни документы не оформят, ни на работу не устроятся, - хорошо поставленным голосом говорит педагог с полувековым стажем. - Плохо, что ближайший медпункт лишь в соседнем поселке. Иной раз у ребенка температура под 40, и не знаем, куда обратиться.

Тем не менее, условиями предоставленного временного жилья соотечественники в целом довольны. Проблема в другом. Это жилье временное. Через полгода его придется освободить и оказаться на улице.

- Глупость какая-то, - возмущается переселенец из Казахстана Сергей Новохатский. - Общежитие дается на полгода, а чтобы получить ипотеку, нужен постоянный рабочий стаж не менее 6 месяцев. Пока гражданство оформишь, пока работу найдешь, минимум 2 месяца пройдет. Но даже если потом где-нибудь перекантуешься, все одно ипотека для нас недоступна. Вот я пошел работать в зверосовхоз на цементовоз, получаю 17 тысяч, жена моя зарабатывает тысяч 12. А банки принимают заявки на кредит, если совокупный доход составит не менее 45 тысяч. И такая ситуация у всех. Кроме того, для ипотеки нужна постоянная прописка, а где ее взять?

Там, в Казахстане, семья Сергея жила в своем доме. В степях, где за сено между местными жителями идут настоящие войны, Новохатские умудрялись держать с десяток коров.

- Здесь же сена завались, - с запалом говорит глава семейства. - И сколько развалин стоит по обочинам! Разрешили бы вселиться, я бы и дом отстроил, и скот содержал. Нет, нельзя. Ну хорошо, тогда через несколько месяцев получай, Родина, пятерых бомжей.

Павел Кияненко в общежитии новосел. На зов Родины шофер с двадцатилетним стажем откликнулся совсем недавно. В Калининград вместе с женой и восемью детьми приехал из Киргизии в середине февраля.

- В консульстве нас откровенно обманули, - сетует Кияненко. - Сказали, что землю без аукционов в пользование дадут, наврали, что квартиры здесь копейки стоят. Мы с собой вырученные за имущество 30 тысяч долларов привезли, но здесь этих денег только на однокомнатную конуру в райцентре хватит. У нас в Киргизии уже сарафанное радио работает - мол, никто вас в России не ждет. Я еще до выезда об этом услышал, но к тому времени уже продал дом и микроавтобус. Так что теперь хочешь не хочешь, а корни здесь пускать придется. Любой ценой.

"...И 2 килограмма мыла в одни руки"

Переселенческие программы для бывшего Кенигсберга не в новинку. 60 лет назад заселение отвоеванной Восточной Пруссии стало мероприятием государственной важности: на Балтику должны переселяться жители из 27 областей и 4 автономных республик РСФСР, 8 районов Белоруссии, наиболее пострадавших от войны. Несмотря на то, что страна была разорена войной, правительство обеспечивало немалые льготы переселенцам. Семье предоставляли в собственность дом или квартиру плюс полгектара земли. Без волокиты выдавался кредит в 10 тысяч рублей на ремонт жилья с последующим списанием половины суммы за счет государства. Сразу же выдавалась ссуда на покупку скота. Оплачивались проезд и транспортировка имущества до 2 тонн на каждого члена семьи. Переселенцы получали разовое подъемное пособие в размере 1000 рублей на главу семьи и по 300 рублей на каждого родственника. Несмотря на пустые полки в магазинах, каждый репатриант мог приобрести без очереди раз в год по одному пальто, 30 метров ткани, 40 коробок спичек, 1 пару обуви, 2 пары носок, 10 литров керосина и 2 кг мыла.

Однако без накладок не обошлась и эта кампания. Вербовщики гнали план за счет маргинального контингента. Вербовщик входил в контакт с директором. Нарушителям предъявлялся ультиматум: или уголовное дело за вредительство и саботаж, или переезд к Балтийскому морю. Может, поэтому за последующих 3 года население области поменялось не один раз.

Но вернемся в современный Калининград. При всех изъянах программа здесь все-таки действует. Оптимизма у чиновников поубавилось, но сдаваться они не собираются. По утверждению местного министра по развитию территорий Михаила Плюхина, до конца года в анклав должно приехать еще чуть более 4 тысяч соотечественников. Но что окажется сильней - агитационные выезды калининградских чиновников или сарафанное радио? Поживем - увидим.

Израильским переселенцам дают корзину

Антон Заритовский

Самые благоприятные условия для переселенцев предоставляют, пожалуй, в Германии. Репатрианты получают "подъемные" 4—6 тыс. евро в зависимости от возраста. Социальное пособие составляет 250 евро в месяц на главу семьи и 150 евро на каждого члена (срок выплаты не ограничен). Плюс к этому оплачивается жилье из расчета 50 кв. м на главу семьи и 10—15 кв. м на остальных, в зависимости от возраста. Плюс бесплатные языковые курсы и курсы профессионального обучения и переобуча.

В Израиле для репатриантов существует так называемая коpзина абсоpбции — "саль клита", выдаваемая на первые 6 месяцев. Она "тянет" на 30,1 тыс. шекелей ( $6,3 тыс.). После этого на граждан распространяются общие нормы социального обеспечения. Семьи пенсионеров, неполные семьи или семьи с детьми-инвалидами обеспечиваются государственным жильем. Остальным выдается пособие на аренду квартиры в размере 450 шекелей ($95) в месяц.

Переселенцы, приезжающие на ПМЖ в Россию, получают лишь компенсацию затрат на переезд к будущему месту проживания и пересылку контейнера с вещами. На пособие по безработице и так называемые "подъемные" (единовременное пособие на обустройство) могут рассчитывать только те, кто приехал жить в приграничные регионы. Пособие по безработице выплачивается лишь в течение первых 6 месяцев. Его размер составляет 50% от прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте федерации. Размер "подъемных" — 60 тыс. руб. для самого переселенца и по 20 тыс. — для членов семьи. Приехавшим в регионы, где будут реализованы крупные инвестиционные проекты и требуется рабочая сила, выплатят только "подъемные" — по 40 тыс. руб., члены семей получат по 15 тыс. Для переселенцев в регионы с устойчивым социально-экономическим развитием ни подъемных, ни пособия по безработице не положено.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Известия

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.