Константин Косачев: "Осязаемого удовольствия от расширения ЕС калининградцы не получили"

Все новости по теме: Калининградский транзит

Тема Калининградской области в последнее время привлекает к себе повышенное внимание, постоянно присутствуя в повестке дня отношений России и Европейского союза. С какими противоречиями сталкиваются стороны в реализации принимаемых решений, рассказал глава думского комитета по международным делам Константин Косачев.

– Что определяет различие подходов России и Европейского союза к калининградской проблеме?

– Евросоюз пытается убедить нас в том, что проблемы калининградского транзита в целом решены, а оставшиеся вопросы носят сугубо технический характер. У России другая точка зрения. Условия транзита затрагивают многих: и тех, кто постоянно живет и работает в Калининградской области, и тех, кто хотел бы приехать в область. Эти условия не могут носить технический характер хотя бы потому, что речь идет об избирателях, которые на выборах будут голосовать в зависимости от того, как решаются их проблемы.

Нам много говорится о том, что в силу уникального положения Калининградской области расширение ЕС принесет ей немало преимуществ. Однако осязаемого удовольствия от расширения ЕС калининградцы не получили. Нашим гражданам теперь необходимо иметь заграничный паспорт для поездок из России в Россию. Да и с грузовым транзитом не все так гладко…

– А как вам идея скоростного поезда?

– Эта идея родилась в результате обсуждений с нашими партнерами из ЕС и Литвы. Ее замысел состоял в том, чтобы поискать такие технические решения, которые, с одной стороны, позволяли бы российским гражданам беспрепятственно перемещаться между двумя частями собственной страны, а с другой – надежно гарантировать интересы безопасности суверенного государства, по территории которого проходил бы этот железнодорожный маршрут. Реализовать замысел пока не удалось.

Сейчас, когда у нас накоплен хороший опыт сотрудничества, полагаем, что нынешний порядок поездок по железной дороге можно усовершенствовать. Он, кстати, удовлетворяет одно из главных требований Шенгена о том, что страна – член ЕС должна в любой момент знать и контролировать тех, кто находится на ее территории. Россия не против такого контроля. Россия за то, чтобы, не ущемляя ничьих суверенных прав, договариваться о том, как сделать поездки людей более комфортными.

– Такое впечатление, что Россия сводит проблему Калининграда только к транзиту…

– Это не так. Мы хотели бы в отношениях с нашими партнерами обеспечить комплексный подход к сотрудничеству по калининградской проблематике.

Несмотря на заверения Евросоюза, после расширения транзит стал сложнее и дороже. Не в лучшую сторону «активизировались» околотранзитные коммерческие структуры. На переговорах с Европейским союзом и с нашими литовскими партнерами мы ищем такие решения, которые позволяли бы говорить о выполнении взаимных обязательств в духе Совместного заявления России и ЕС от 27 апреля 2004 года. Однако говорить о том, что найдены взаимоприемлемые решения по всем вопросам, еще рано. Основная проблема, как представляется, состоит в том, чтобы признать, что поставки российских товаров для российского же потребления не влияют на конъюнктуру рынка Евросоюза. Если нет уверенности в том, что для ведения бизнеса в Калининградской области российский предприниматель из «большой» России не ставится в более сложное положение, то как это отразится на возможных проектах сотрудничества с Евросоюзом по социально-экономическому развитию области?

Нужно обеспечить комплексный подход. Поэтому Россия предложила, чтобы механизм взаимодействия по калининградской проблематике возглавлялся высокопоставленными руководителями.

– Как вы оцениваете решение литовских властей об обязательном наличии международного медицинского страхового полиса у граждан, въезжающих в страну?

– Решение вполне нормальное, поскольку литовцы сделали то же самое, что и другие страны – члены ЕС. Нововведение не затрагивает людей, пользующихся упрощенными транзитными документами, а касается тех, кто может остаться на территории страны; речь идет о людях, имеющих литовскую визу.

Другое дело, что для граждан России с литовской визой, перемещающихся через территорию Литвы транзитом, новые правила, конечно, стали неприятной неожиданностью. Это – недоработка литовских властей, которую власти российские, увы, не могут устранить, и я бы рекомендовал таким гражданам оформлять соответствующие страховые документы.

– Многие зарубежные инвесторы следят за дискуссией вокруг разработки закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Есть опасения, что новый порядок сузит возможности развития малого и среднего бизнеса.

– Цель готовящегося законопроекта состоит как раз в том, чтобы повысить инвестиционную привлекательность Калининградской области путем реализации либеральных хозяйственных механизмов и снижения административных барьеров. Нам нужно создать такие условия, которые стимулировали бы производство в области товаров, конкурентоспособных на мировом рынке. Запуск в регионе серьезных инвестиционных проектов, на наш взгляд, должен привести к повышению там деловой активности. А это, в свою очередь, расширит возможности малого и среднего предпринимательства. К тому же законопроект предусматривает достаточно длительный переходный период – 10 лет.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Независимая газета

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.