"Наш дорогой босс Сергей"

Все новости по теме: Калининградский транзит
Подготовка к майскому саммиту Россия–ЕС идет полным ходом. У Москвы и Брюсселя осталось чуть больше месяца на то, чтобы завершить работу по формированию «дорожных карт» – планов по созданию четырех общих пространств между Россией и ЕС. При всей близости взглядов партнеров на сотрудничество в таких областях, как экономика, свобода, безопасность и правосудие, внешняя безопасность, культура и наука, некоторые проблемы пока не решены.

Это показало заседание Совета постоянного партнерства Россия–ЕС, прошедшее в Люксембурге 1 апреля. Председательствовал на встрече, в которой участвовали министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн и комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер, глава российского МИДа Сергей Лавров. «Я на этой встрече хозяин – за мной последнее слово», – пошутил он.

В центре внимания оказалась наиболее сложная «дорожная карта» внешней безопасности. Она определяет взаимодействие сторон на постсоветском пространстве и предполагает объединение усилий России и ЕС для разрешения «замороженных конфликтов» (в частности, в Молдавии и Грузии). Еще накануне встречи Ферреро-Вальднер, практически слово в слово повторив сказанное несколько месяцев назад Лавровым, подчеркнула, что главная цель – «не допустить создания новых разделительных линий на Европейском континенте». Как отмечают наблюдатели, после поддержки Евросоюзом революций в Грузии и на Украине, Москву беспокоит рост влияния ЕС на территории СНГ.

В Замке Сеннинген особое внимание было уделено ситуации в Молдавии, Грузии и Киргизии, а также ядерной программе Ирана и экономическому сотрудничеству в целях развития Калининграда. Оглашена и новая дата поездки миссии ЕС на Северный Кавказ – 9 апреля. Круг споров на этот раз был значительно сужен. Этот факт на итоговой пресс-конференции констатировали все. Ассельборн назвал встречу «огромным успехом». Ферреро-Вальднер заявила, что довольна результатами недавней поездки в Москву и оценила сотрудничество с Россией как «очень конструктивное». Госпожа комиссар указала на «идентичность или близость» позиций сторон в отношении многих международных проблем, в частности палестино-израильского конфликта, ядерной программы Ирана, кризиса в Киргизии.

В отличие от любезных и оптимистичных общих заявлений «Жана и Бениты», как называл их российский министр, Лавров раскритиковал основные пункты «дорожной карты» безопасности. Он констатировал «установившийся баланс интересов», но не исключил возможности переноса даты подписания пакета четырех «дорожных карт» с 10 мая на более поздний срок. Лавров отметил, что это ни в коем случае не будет означать прекращения диалога.

Глава российского МИДа заявил, что Россия активно сотрудничала с представителем ЕС по урегулированию проблем Северного Кавказа и готова сотрудничать с новым спецпредставителем по Молдавии. Он призвал Евросоюз предлагать «свежие идеи» по приднестровскому урегулированию. Министр также попросил европейцев «поактивнее участвовать» в соблюдении прав русских меньшинств в странах Балтии.

Отвечая на вопрос журналистов о причинах отказа Москвы платить взносы в ОБСЕ, глава МИДа раскритиковал «рыхлость и невнятность» этой организации, в частности управление финансами в ней. Лавров заверил, что Москва не отказывается от участия в финансировании ОБСЕ, но призвал к «наведению порядка». По мнению западных наблюдателей, Россия не хочет финансировать ОБСЕ из-за несогласия с проводимым организацией курсом на постсоветском пространстве.

Лавров в течение всей пресс-конференции сосредоточенно следил за точностью перевода. На этот раз он поправил своего переводчика лишь пару раз. Поправил он и Ассельборна. «До встречи в Москве 10 мая!» – сказал люксембургский министр. По словам Лаврова, в следующий раз они увидятся в апреле в Вильнюсе, где состоится заседание министров иностранных дел стран – членов НАТО. В Европе уже привыкли к тому, что «наш дорогой босс Сергей», как назвала его комиссар Ферреро-Вальднер, любит точность.
Источник: Независимая газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.