ЕС и Россия продвинулись на пути друг к другу

Все новости по теме: Калининградский анклав

Министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн, член Европейской Комиссии, отвечающая за внешние связи и европейскую политику добрососедства, Бенита Ферреро-Вальднер и министр иностранных дел России Сергей Лавров приняли участие во втором заседании Постоянного Совета партнерства ЕС-Россия на уровне министров иностранных дел, которое состоялось в Люксембурге 1 апреля.

  Основное внимание было уделено ведущимся переговорам по пакету дорожных карт о создании четырех общих пространств в области экономики, внешней безопасности, свободы, безопасности и правосудия, а также в области образования, исследований и культуры. Также обсуждались предложения ЕС по укреплению сотрудничества в области социально-экономического развития Калининграда, предстоящий визит на Северный Кавказ делегации Европейской Комиссии с целью изучения ситуации в регионе, а также ряд международных вопросов, включая Молдову, Грузию, Кыргызстан и Иран.

  Накануне встречи Комиссар Ферреро-Вальднер заявила: «Целью ЕС является завершение согласования пакета дорожных карт к следующему саммиту между ЕС и Россией 10 мая. Мы значительно сократили число остающихся нерешенными вопросов, однако ряд пунктов еще открыты. Мы не должны позволить, чтобы этот шанс для развития более эффективных отношений ускользнул от нас».

  Серьезное внимание на встрече было уделено, в частности, дорожной карте по общему пространству внешней безопасности. ЕС подчеркнуло свою приверженность не создавать новых разделительных линий на европейском континенте, а также продолжить развитие конструктивного сотрудничества между ЕС и Россией в отношении «замороженных конфликтов» в сопредельных странах, особенно в Молдове и Грузии. ЕС также подчеркнул значение выполнения Россией ее стамбульских обязательств. Со стороны ЕС было отмечено важное значение соблюдения обязательств в отношении прав человека в контексте борьбы с терроризмом.

  Существенный прогресс был достигнут на переговорах по общему экономическому пространству в ходе недавнего визита в Москву Комиссара Ферреро-Вальднер и Комиссара по торговле Питера Мандельсона. ЕС по-прежнему стремится к полному выполнению договоренности, достигнутой с Россией в прошлом году, о постепенной отмене к 2013 г. платежей за транссибирские перелеты, взимаемых с европейских авиакомпаний.  

  Что касается общего пространства свободы, безопасности и правосудия, ЕС надеется на скорейшее вступление в силу соглашений о реадмиссии и упрощении визового режима и продолжает работу по достижению договоренности с Россией о сроках одновременного вступления их в силу. ЕС призвала к подписанию и ратификации договоров о границе между странами – членами ЕС и Россией и демаркации границы.

  Как говорится в сообщении Еврокомиссии, встреча предоставила возможность обсудить ряд других вопросов, ключевых для успешного проведения саммита в мае, включая желание ЕС сконцентрировать внимание на социально-экономическом развитии Калининградской области через гибкое использование существующих механизмов, ситуация с ОБСЕ, а также запланированная на 9 апреля поездка миссии ЕС на Северный Кавказ для изучения потребностей и поддержки социально-экономического восстановления региона.

  Постоянный Совет партнерства был учрежден в июне 2003 г. с тем, чтобы заменить Совет сотрудничества, чья задача заключалась в наблюдении за реализацией Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, структурой на уровне министров, которая бы проводила свои заседания более регулярно и в различных форматах, с участием соответствующих министров. Уже состоялась встреча Постоянного Совета партнерства на уровне министров юстиции и внутренних дел. ЕС заинтересован в проведении встреч в рамках Постоянного Совета партнерства, в частности, в формате министров окружающей среды и энергетики.

  

  Сбудутся ли пророчества?

  

  Журнал «Европа»  анализирует, как идет работа над планом формирования четырех общих пространств

  

  Можно ли трактовать решение петербургской встречи в верхах ЕС - РФ о подготовке к маю этого года конкретных планов работы над четырьмя общими пространствами иначе, чем свидетельство вывести двустороннее сотрудничество на новый уровень? Вроде бы нет, если, разумеется, не пренебрегать очевидными фактами. А раз и Союз, и Россия заинтересованы в том, чтобы сближение шло быстрее, то за результатами, казалось бы, дело не станет.

  Тем не менее, из бесед с людьми, непосредственно знакомыми с тем, как обстоят дела на "кухне" этих переговоров, складывается однозначное впечатление: идут они непросто.

  Так что же, правы были скептики, которые заранее обрекали все интеграционные шаги ЕС и РФ на неудачу, утверждая, что эти две системы настолько трудно совместимы, что для формирования, скажем, общего экономического пространства понадобится не одно десятилетие?

  Конечно, до того как в этом пространстве, включающем Россию, начнут неукоснительно соблюдаться четыре "степени свободы" - беспрепятственное движение товаров, капитала, услуг и людей - и в самом деле еще довольно далеко. Но уже к концу марта, по словам директора департамента внешнеэкономических отношений министерства экономического развития РФ Елены Даниловой, был согласован перечень необходимых шагов, ведущих к поставленной цели и оставалось сделать лишь некоторые терминологические уточнения. А значит, по сути, искомый план действий практически готов.

  В общем, выходит так, что скептики, хотя и констатировали очевидную несхожесть экономических систем и справедливо подчеркивали масштабы и сложность задачи, но оказались не правы в оценке взаимного стремления к сближению. Ведь оно диктуется вполне объективными факторами, такими, как взаимная дополняемость экономик России и Европы, которая в среднесрочной перспективе будет только возрастать.

  Уже сейчас внешнеэкономические связи между ЕС и РФ весьма широки и разнообразны. Достаточно напомнить, что доля стран СНГ во внешней торговле России ныне составляет величину около 20 процентов, а на расширившийся ЕС приходится более пятидесяти. Да, российский экспорт был, остается и довольно долго останется сырьевым, но то, что в структуре импорта из Европы около 40 процентов приходится на ввоз машин и оборудования, вселяет определенный оптимизм: российская промышленность переоснащается.

  Да и сотрудничество в сфере энергетики непременно будет вести к сближению и взаимопроникновению европейской и российской экономик. Заинтересованность в развитии российской нефтедобывающей и нефтетранспортной инфраструктуры есть у обеих сторон, и Россия, как представляется, готова к тому, чтобы в определенных рамках предоставить возможность для прямых инвестиций из Европы в эту сферу. А российские энергетические гиганты будут активно внедряться на профильные и сопряженные рынки Большой Европы.

  Конечно, сближение российского и европейского законодательства, без которого невозможно построение общих пространств, потребует продолжительного времени. Но нельзя не признать, что нормы ЕС, безусловно, служат ориентиром для изменений, проводимых в России в этой сфере. Прекрасный пример - новый таможенный кодекс РФ, кстати, весьма положительно оцененный европейскими коллегами и теми, кто действует на российском рынке. Да и вступление России в ВТО, которое явно не за горами, тоже послужит созданию такой нормативно-правовой среды, в которой экономическое сотрудничество с европейскими партнерами станет легче и прозрачнее.

  А как обстоит дело с остальными тремя пространствами? В сфере науки, образования и культуры наметить основные направления действий, как говорят эксперты, было довольно легко. Здесь у России есть очевидный стимул - взаимное признание дипломов о высшем образовании, европейская сторона готова к весьма широкому научному сотрудничеству, скажем, в области исследований космоса, ядерной физики и других. Россия уже подключилась к Болонскому процессу, что в перспективе позволит студентам российских вузов выбирать себе место обучения и учебные курсы в масштабах всей Европы. Суть в том, чтобы была построена система доверия к уровню и подготовке специалистов в различных странах. По словам министра науки и образования РФ Андрея Фурсенко, уже начата работа по сравнению систем инженерного образования России и Германии, Францию тоже приглашают принять в этом участие.

  В рамках этого пространства особое значение имеет именно взаимодействие с отдельными странами Союза, поскольку сфера образования и культуры в меньшей степени охвачена интеграционными процессами, нежели экономика, а по-прежнему остается национальной прерогативой. У России есть возможность встроиться в процесс на сравнительно начальном этапе, сыграв в нем активную роль.

  Пространство внутренней безопасности включает в себя правовое сотрудничество и взаимодействие в борьбе с организованной преступностью и четкое разграничение ответственности между ЕС и РФ за обеспечение безопасности "своей" части этого пространства, что подразумевает высокую степень взаимного доверия. Речь идет о противодействии незаконному обороту наркотических веществ, нелегальной миграции, торговле людьми. Последовательное противодействие криминальной угрозе, которое в ЕС осуществляется на основе Хельсинкского плана действий в борьбе с организованной преступностью, безусловно, может стать важным элементом двустороннего сотрудничества.

  Связующей основой общего пространства внешней безопасности ЕС и РФ может и должно стать то, что здесь у двух партнеров много общих интересов. Разве кто-то из них не заинтересован в стабилизации зоны вокруг Большой Европы? Или в предотвращении распространения ядерного оружия? Или в борьбе с терроризмом? Или в противодействии односторонним действиям любых государств на международной арене? К тому же единая внешняя политика Брюсселя сейчас только формируется, что представляет сторонам хорошие возможности для координации действий на длительную перспективу. Ведь такой экономический гигант, как Европа, просто обречен играть роль центра силы, имеющего собственный проект рационального мироустройства. При этом не надо кому бы то ни было противостоять, достаточно предлагать конструктивные и привлекательные перспективы.

  С момента начала переговоров состязались два подхода к решению вопроса. Один состоял в том, что все документы надо принимать в пакете, согласовав их все до взаимопримлемого уровня. Второй заключается в том, что не надо торопиться, достаточно принять лишь те документы, по которым нет противоречий, а остальные дорабатывать и одобрять по мере готовности. Европейская сторона придерживается первого подхода, поскольку он хорошо соответствует специфике ее политической культуры. Учитывая, что любое соглашение - плод взаимоприемлемого компромисса, может показаться, что этот вариант более трудоемкий, чреватый различными рисками.

  Наверное, так оно и есть. Но ЕС работает таким образом уже многие годы, и часто вырабатываемые документы принимаются буквально накануне официальной церемонии. Тем не менее этот способ доказал свою эффективность. Будет ли она продемонстрирована еще раз в канун московской встречи в верхах? Похоже, так оно и будет.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: МиК

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.