Литовцы взяли примирительный тон

Все новости по теме: Калининградский транзит
Сегодня в Москву прибывает министр иностранных дел Литвы Антанас Валионис. Переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым ему придется вести в период небывалого охлаждения отношений между странами. Президент Литвы Валдас Адамкус отказался приехать в Москву 9 мая на празднование 60-летия Победы. А вскоре после его отказа в Литве большой скандал вызвало интервью посла России Бориса Цепова, данное местной прессе. Сейчас главы литовского и российского МИДов договорились повестку дня не разглашать и не комментировать, что, естественно, подогревает интерес к этому визиту.

С российской стороны интерес к визиту Валиониса, видимо, продиктован приближающимся (20--21 апреля) неформальным саммитом министров иностранных дел стран НАТО, который пройдет в Вильнюсе. В нем помимо 26 натовских министров примут участие и главы МИД России и Украины, причем, как заявил во вторник в США министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, там будет рассматриваться план вступления этой страны в Альянс.

Вчера премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас счел нужным сказать, что он не видит "каких-либо признаков ухудшения отношений с Россией". Все высказывания на сей счет, заявил премьер, лежат на совести СМИ и некоторых политиков. Для убедительности Бразаускас напомнил, что во вторник Госдума ратифицировала договор об избежании двойного налогообложения, подписанный еще в 1999 году.

Многоопытного Бразаускаса понять можно. Как премьер, он ощущает ответственность за стабильность в стране, прежде всего в экономике. А это невозможно без если не теплых, то хотя бы сдержанных отношений с российским соседом. Особенно когда от позиции Кремля зависит решение жизненно важных для Литвы вопросов, скажем, судьбы нефтяного концерна "Мажейкю нафта", который уходит из рук ЮКОСа. Как заявил вчера Бразаускас, ЮКОС ведет переговоры о продаже "отдельно от властей Литвы". Кто перехватит нефтекомплекс?

Литву интересует и судьба порта Клайпеды, ведь сейчас грузы из России больше идут на Калининград. Это потому, что российские железнодорожные тарифы на клайпедском направлении в два-три раза выше, чем на калининградском. "Мы приглашаем Россию к тому, чтобы она активнее пользовалась Клайпедским морским портом", -- отметил вчера глава литовского МИДа. Кроме того, железнодорожные коридоры Восток--Запад могут пройти через Скандинавию или Белоруссию, превратив Балтию в малоинтересную для инвесторов провинцию.

Поэтому стараниями премьера Бразаускаса литовско-российские страсти улеглись. Глава МИД Литвы не стал раздувать конфликт с послом России. Г-н Цепов рассердил местных ура-патриотов, дважды позволив себе покритиковать местные нравы: первый раз -- литовскую прессу за ее желтизну, а второй -- национальный характер литовцев, которые, по мнению посла, склонны скандалить из-за пустяков. Высокие чиновники, например секретарь литовского МИДа Альбинас Янушка, заговорили об отзыве Бориса Цепова, но до официальных заявлений дело не дошло. Тем не менее вряд ли на встрече Валиониса и Лаврова этот вопрос обойдут молчанием.

Министры обсудят и технические вопросы калининградского транзита -- в частности, введение медицинских полисов для получения литовской визы. Но здесь у Валиониса есть железный аргумент: такова практика ЕС, не согласны -- договаривайтесь с Брюсселем.

Глава литовского МИДа, конечно же, лишний раз объяснит мотивы, по которым Валдас Адамкус отказался приехать в Москву на 9 Мая. Акцент будет сделан на вариант «отметить дома» -- мотив, который подхватили и другие отказавшиеся, например президент Украины Виктор Ющенко, который, впрочем, все-таки приедет в Москву хотя и не 9 мая, но 8-го.
Источник: Время новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.