Калининград как "промышленный двор" Европы

Все новости по теме: ОЭЗ

14 апреля Правительство России на своем заседании одобрило законопроект «Об особой экономической зоне в Калининградской области», который в течение нескольких дней, после некоторых доработок, должен быть внесен в Государственную Думу. Этот законопроект обновляет положения федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области», принятого в 1996 году.

Новый законопроект фактически изменяет стратегию развития Калининградской области. Если раньше Закон об ОЭЗ больше всего содействовал развитию импортозамещающих производств, то теперь должна произойти переориентация областного хозяйства на инвестиции и экспортные производства. Для содействия инвестициям в экономику области предлагаются налоговые, визовые и таможенные льготы.
Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф предложил передать управление Особой экономической зоной в руки областной администрации, создав в ее структуре отдел по делам особой экономической зоны.

С одной стороны, одобренный Правительством законопроект, бесспорно, прогрессивен, ибо дает Калининградской области гораздо больше возможностей для экономического развития, чем сейчас имеет любой другой регион России. Но, с другой стороны, при рассмотрении представленного законопроекта остается без ответов целый ряд вопросов.

Основная проблема Калининградской области, как известно, это ее эксклавное положение. Территория области отделена от остальной территории России границами с Латвией, Литвой и Беларусью, что накладывает существенные ограничения в перемещении грузов и поездках граждан. Эту проблему пытались решить путем введения особого режима транзитного проезда граждан России через территорию Литвы, однако в начале этого года стало окончательно ясно, что данное решение принципиально не может облегчить положение Калининградской области.

Литва не только ввела пусть и облегченный, но все же визовый режим транзита, но и постоянно ужесточает требования к проездным документам и увеличивает стоимость грузового транзита. Так, в марте этого года в комплект необходимых документов для пересечения литовской территории добавилась также обязательная медицинская страховка.
Таким образом, установился, если можно так выразиться, высокий имущественный и административный ценз на посещение Калининградской области или выезд оттуда. Для такой поездки надо или лететь самолетом (что дорого), или иметь в кармане заграничный паспорт с литовской визой, страховкой и т.д. (что также требует дополнительных расходов и времени на оформление).

Вторая проблема, менее заметная, но очень существенная, — это неопределенность государственной политики России в отношении Калининградской области. С того момента, как область стала эксклавом, и до сегодняшнего дня Правительство России так и не приняло принципиальных решений относительно того, какое место область будет занимать в России, и какую экономическую роль она будет играть в российской экономике.
До 2000 года, когда администрация Калининградской области самостоятельно стала разрабатывать проекты законов и федеральных концепций, государственная политика, по существу, лишь помогала самовыживанию области. Калининград был, наверное, единственным субъектом Федерации, где была официально объявлена политика развития импортозамещения, при том, что в Россию шел самый разнообразный импорт.

Поддержка Калининградской области виделась необходимой в свете надежд на договоренности с Литвой в деле обеспечения более-менее свободного транзита через эту страну. В этом случае значимость Калининграда для России резко повышалась. Это было бы настоящее «окно в Европу» и в экономическом, и в политическом смысле. Однако пограничные барьеры и транзитные тарифы на сегодняшний день поднялись достаточно высоко, чтобы похоронить большую часть этих надежд.

Объявленный государственный курс на инвестиционную активность и экспортное производство в Калининградской области, по сути дела, означает признание того, что для этого региона внешние связи на очень продолжительный период (в законопроекте называется срок существования особой экономической зоны — 25 лет) останутся приоритетными перед связями с другими регионами России. Жесткие условия, предъявляемые к резидентам ОЭЗ по размещению основного капитала и занятости, с очевидностью показывают, что в Правительстве РФ смирились с тем, что Калининградский эксклав «отрезан» от России, и миграция населения будет незначительной.

Передача управления Особой экономической зоной в руки областной администрации означает признание того, что Правительство РФ обладает крайне ограниченным ресурсом воздействия на ситуацию в этом регионе. Области предоставляются дополнительные права и полномочия в обмен на внесение в федеральный бюджет чего-то вроде экономической «дани».
Характерно, что щедрость центра в предоставлении налоговых льгот распространяется на налоги на прибыль и имущество, но не на НДС и ЕСН — основные налоги, наполняющие бюджет и внебюджетные социальные фонды. О них Герман Греф не обмолвился ни единым словом, что вряд ли является случайным.

От всего законопроекта об ОЭЗ остается стойкое впечатление, что он составлен, прежде всего, в интересах инвесторов и областной администрации, но не в интересах рядовых граждан Калининградской области. Льготы для инвесторов и широкие полномочия местной администрации создадут условия для превращения области в, условно говоря, «промышленный двор» Европы — для размещения здесь «грязных» и энергоемких производств. Это будет выгодно владельцам предприятий, администрации и даже государству, но не жителям области, которые будут на них работать.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Росбалт

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.