Страны Балтии укрепляются датскими Ф-16

Расширение НАТО на восток уже давно воспринимается многими как ординарное событие, некий объективный процесс, продиктованный политическими реалиями современного мироустройства. Эта тема находится под пристальным вниманием российского руководства, неизменно присутствует в повестке дня наших контактов с западными партнерами на самых различных уровнях. И хотя не все порой идет гладко, по принципиальным позициям все же удается выйти на некие взаимоприемлемые параметры. Но существуют и достаточно сложные аспекты, как, например, распространение на вступающие в нынешнем году в альянс семь государств (в том числе три прибалтийские республики) положений Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Ведь если натовские новобранцы к нему не присоединятся, на их территории может быть размещено такое количество различных вооружений, что с трудом созданная нынешняя архитектура европейской безопасности начнет колебаться.

За конкретными примерами ходить далеко не надо. Но повестке дня - решение вопроса о размещении натовских истребителей в странах Балтии, которые уже со 2 апреля станут членами блока. В частности, датское руководство склоняется к положительному ответу на просьбу военного комитета НАТО направить свои самолеты Ф-16 в Литву, разместив их скорее всего на бывшей крупной советской базе ВВС в Шяуляе. Активным сторонником такого шага выступает премьер-министр Дании Рассмуссен, из контекста недавних заявлений которого газете "Политикен" прямо следует, что подобная возможность более чем реальна. Тем более что, по мнению самого главы датского правительства, эти действия станут естественным продолжением "тесного и хорошего" сотрудничества со странами Балтики в плане реализации ими обязательств перед НАТО. Дескать, это будет благожелательный жест в отношении самих прибалтов, которые не в состоянии обеспечить безопасность собственными силами. Причем, как представляется, жест отнюдь не бескорыстный, ведь Копенгаген не прочь застолбить для себя определенные дивиденды - будь то экономические или политические.

Параллельно даются всяческие заверения, что объем подобной датской помощи тем же литовцам не может рассматриваться как направленный против России и российских интересов в регионе. Но вот в этом, похоже, высокопоставленные потомки Андерсена скорее демонстрируют склонность к сказочному творчеству. Само по себе появление натовских истребителей в балтийском регионе - это уже качественное изменение там военной ситуации. "Защита" будет осуществляться от предполагаемого противника в лице исключительно России, а на данном фоне отходят на задний план все словесные попытки представить полномасштабный выход НАТО к нашим границам как нечто малозначительное. Неубедительно звучат заявления датского министра иностранных дел Меллера в парламенте, что натовские стратеги, мол, не хотят запугать Россию внезапным новым продвижением альянса к ее территории, просто те же литовцы "спят и видят" себя частью натовской обороны. Как бы за кадром остается, что такой российский эксклав, как Калининградская область, может скоро почувствовать установление иного военного режима со стороны соседей, равно как и сопровождающих политических мер, включая удар по достигнутому прогрессу в обеспечении нормального функционирования связей с областью.

Не в восторге от происходящего многие здравомыслящие датские журналисты и аналитики, резонно углядевшие еще один немаловажный негативный аспект в происходящем. Полеты датских истребителей практически над территорией России (Калининград и пограничные районы) способны даже в силу незначительной ошибки привести к самым серьезным последствиям. Тем более что в Ираке датчане показали себя отнюдь не на высоте. Под страхом нападений партизан они неоднократно палили наугад по мирным иракским жителям. А уж к каким непредсказуемым последствиям может привести испуг датских летчиков при намечаемых полетах вблизи российской территории на суперскоростных самолетах, не допускающих малейшего отклонения от курса, лучше и не думать.

При всем этом следует особо подчеркнуть, что покушений на спокойствие и безопасность литовцев со стороны России явно не наблюдается.
Источник: АвиаПорт.Ру

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.