Калининградская молодежная организация «Сеть» поздравила президента с днем рождения, подарив не только горожанам, но и ему лично граффити, посвященное присоединению Крыма к России. Последовавшая за патриотичным граффити выставка «12 духовных скреп» от той же «Сети» не могла оставить равнодушными корреспондентов «Нового Калининграда.Ru», и мы решили выяснить, кто сейчас рисует картины для президента.
«Вежливый человек» и кот с кишками наружу
— К нам сюда на днях приезжали жильцы из того дома на Балтийской, смотрели, говорили, какая красота получилась, немного посетовали, что у них так уже не будет. И все
Дом на Земельной можно назвать «элитным»: он входит в комплекс таких же малоэтажных домов на огороженной территории со шлагбаумом. Здесь тишина, зеленые насаждения, новая детская площадка. В будний день практически никого нет. Только женщина, которая гуляет с ребенком, и граффитисты. Судя по проходимости места, а также по тому, что граффити очень хорошо видно только со двора и со стороны железной дороги, жить с «вежливым человеком» в первую очередь будет не столько город, сколько жильцы конкретно этого дома и их гости. Впрочем, именно они против «Вежливого человека», точнее граффити, посвященного присоединению Крыма к России, ничего не имеют, в отличие от жильцов дома по улице Балтийской — там «Вежливого человека» пришлось закрасить.
Дмитрий Кирьян живет в Калининграде восемь месяцев, он бизнесмен, приехал из Москвы, заодно создал и курирует калининградское отделение «Сети». Говорит, что эскиз работы за присоединение Крыма разрабатывали в Москве, наносить на фасад «Вежливого человека», ребенка, кота, маяк и слово «Спасибо» тоже пришлось московским художникам. Отделение «Сети» обращалось к калининградским граффитистам, но с
Двое очень молодых на вид ребят доводят граффити до ума: один парень висит в люльке и подкрашивает рукав куртки мальчика, второй докрашивает фасад в
— У нас ведь не все гладко было. Первоначальная версия, которую вот эти ребята очень оперативно исправили, вообще жутко выглядела: мальчик был очень на корейца похож, «Вежливый человек» тоже был не очень похож, а кота он мальчику так передавал, что казалось, будто бы из этого кота кишки вылезли. Но теперь совсем другое дело, — Дмитрий явно доволен.
По словам Дмитрия, гонорар за работу ребята не получают: «Они еще молодые, и эта работа, я считаю, украсит их портфолио и очень пригодится в будущем». На вопрос, что заканчивали или где еще учатся ребята, тот парень, что внизу, переспрашивает у друга из люльки: «А где мы учимся?» Его напарник настораживается: «А об этом обязательно надо говорить? Если обязательно, то напишите, что мы учимся в лучшей московской художественной академии, а больше мы ничего не скажем». И тот, который внизу, поясняет: «Нам просто от наших же преподавателей может попасть». За что именно молодым художникам может попасть: за пару учебных дней, прогулянных в Калининграде, за изображение «Вежливого человека» или за то и другое одновременно — не уточняется. Впрочем, один из принципов уличных художников — анонимность — ими практически соблюден.
Работа «Сети» стала самым масштабным политическим граффити в городе за последние несколько лет. До этого была условно анонимная работа «Медведь пашет, собаки лают», нарисованная на одном из заборов за стадионом «Балтика» примерно в период с 1999–2000 года. Считается, что это граффити появилось перед выборами губернатора, тогда баллотировались, в том числе, Владимир Егоров и Леонид Горбенко, и медведь с бороной часть
Дмитрий рассказывает, что местные жители к этому изображению отнеслись очень лояльно и во время нанесения надписи давали советы. Решения, каким все же должно быть оружие у «Вежливого человека» и нужен ли коту хвост, принимались коллективно.
Мужчина средних лет, видимо, жилец этого дома, перед тем как сесть в припаркованную машину, смотрит на стену, кричит: «Ничего так таджик у вас получился! Во!» — и уезжает.
Дмитрий приглашает нас прийти посмотреть на выставку «12 духовных скреп» и обещает, что будет фуршет.
12 духовных скреп
Выставка «12 духовных скреп» открывается в
До начала официальной части
Открывает выставку хрупкая девушка с короткой стрижкой, одетая в корпоративную синюю футболку с надписью «Сеть». Девушке девятнадцать лет, ее зовут Анастасия, она учится в БФУ на математическом факультете, но ее это «мало привлекает». В «Сети» Настя выполняет функцию
— Мир живет по правилам, которые, к сожалению, придуманы не нами. Мы надеваем на себя системы ценностей чуждых, а порой и враждебных нам цивилизаций, чтобы подходить под эти правила. Мы боимся, что нас назовут странными или сумасшедшими, и при этом теряем идентичность. Изображение — это один из мощных институтов донесения мыслей до общества. Но локомотивом современной фотографии является западная реклама. Так в
Затем слово берет
Фотографирует Настя «Вечный огонь» у мемориала 1200 гвардейцам. Снимок, как несложно догадаться, называется «Победа» — это одна из 12 скреп. Еще одна из скреп — это «Семья», ее Настя представила старыми
— Я подумала, что один вечер — это не страшно, пришла, и мне здесь понравилось. Здесь поддерживают молодые таланты. Если ты красиво фотографируешь, то из тебя, допустим, сделают
— Каким образом?
— Вот, допустим, мы сделали эту выставку. Это толчок к развитию. Были заявлены темы, на которые фотограф может поразмышлять и сделать работы. Мы эти работы показываем, их видят люди, имена авторов становятся на слуху. И таким образом ребята становятся известными.
Впрочем, ни европейских, ни русских фотографов не знают многие участники выставки.
Илона, Наталья, Евгений
Многим из участников уже больше восемнадцати. Например, Илоне — ей двадцать шесть лет. В калининградском отделении «Сети» она курирует образовательные программы, приглашает преподавателей из БФУ, КГТУ и просто разных спикеров рассказать ребятам о риторике, праве, устройстве общества,
— Я сделала очень много дублей, пока не выбрала один. У нас достаточно многонациональный народ, мы все называем себя русским, но на самом деле не каждого человека можно назвать русским, потому что в русском должен быть русский дух.
— Что значит, когда говорят что в этом человеке есть «русский дух»?
— Это значит, что человек должен быть легким, незамороченным, с ценностями, в первую очередь духовными. Моя подруга, благодаря мне и моей фотографии, передает через себя весь этот русский дух.
Модель и по совместительству подруга Илоны тоже фотограф, и ее работы тоже есть на выставке. Девушку зовут Наталья, она не только занимается живописью и фотографией, но еще и поет. Ее фотография — пейзаж в ветреный день. Скрепа «Родина». Девушки рассуждают на тему, должен ли художник быть политически ангажированным. Наталья считает, что может:
— Художник должен быть политически ангажированным, но только отчасти. Лично я не знаю, где проходит эта грань. У меня ее, можно сказать, нет. Но я точно никогда не буду участвовать в западных выставках, я против них: меня не устраивают ни работы на этих выставках, ни то, какие люди и каким образом на них попадают.
В принципе, Илона с Натальей солидарна:
— Есть люди, которые хают власть и работы на тему Путина. У нас в стране таких людей достаточно. Но есть и такие, которые живут и наслаждаются тем, что могут получить: например, участие в разных выставках. Но чтобы попасть на такую выставку, надо постараться. Как правило, такие выставки хают те люди, которых не взяли.
После разговора девушки весело смеются и пьют шампанское, запасы которого в баре уже почти на исходе.
Евгению двадцать пять, фотографией он занимается несколько лет. Свой снимок, который идет под скрепой «Родина», Евгений сделал несколько лет назад, когда служил в армии и был фотографом части. Он не помнит, что это был за праздник: в Зеленоградске к церкви подвезли полевую кухню и угощали кашей тех, кто подходит под скрепу «Народ».
— Этот снимок просто фотофиксация того, что тогда происходило. Если честно, я делал его просто «для галочки», потом появилось время понять, что же в итоге получилось. Мне показалось, что он подходит под заявленную тему, и я отправил фотографию на выставку. Я стараюсь не думать о политической составляющей, она здесь, безусловно, присутствует, но не настолько сильно. Иначе я бы не участвовал. Я не считаю, что художник должен быть политически ангажированным. Он вообще должен быть вне политики. У него должен быть, прежде всего, свой собственный взгляд, а не политический манифест. Мне важно, чтобы мои работы увидели мои друзья. Но если говорить об этой теме — что мне нравится в этой фотографии, а что нет, — могу честно сказать, что мне ни тогда, ни сейчас не нравится это изображение.
— Почему?
— Потому что здесь отовсюду сквозит беднота. И это моя Родина.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter