Вильнюс - Москва - Рига

Все новости по теме: Соседи
Пока отношения российского правительства с бывшими советским республиками Прибалтики оставляют желать лучшего, московские власти налаживают активное сотрудничество с Литвой и Латвией.

Скоро в столице Литвы будет построен Дом Москвы. Торжественная закладка капсулы под его фундамент должна пройти этой осенью, во время визита в Вильнюс официальной делегации правительства Москвы во главе с мэром Юрием Лужковым. Сюда также приедут московские деятели культуры и бизнесмены. Окончательная договоренность о строительстве культурно-делового центра была достигнута заместителем мэра Москвы Иосифом Орджоникидзе и вице-мэром Вильнюса Гедиминасом Павиржисом. Литовская делегация специально приезжала в российскую столицу, чтобы договориться о реализации двустороннего проекта создания Дома Москвы в Вильнюсе и Дома Вильнюса в Москве.

Для воплощения в жизнь проекта создания Дома Москвы в центре Вильнюса, близ столичного Сити, будет создано юридическое лицо, которое совместно с московскими и вильнюсскими городскими структурами займется практическим созданием Дома, подготовкой проекта, организацией и проведением конкурса. В Москве уже идет подготовка к реализации проекта вильнюсского Дома недалеко от московского Сити, и после определения инвестора начнется строительство Дома с офисными помещениями, гостиницей и торговым центром.

Пока Дома не построены, власти Москвы и Вильнюса прорабатывают предложения о сотрудничестве в области торговли, туризма, транспорта, строительства и культуры. Так, например, министр правительства Москвы, руководитель департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков предложил совместно с литовской стороной организовать торговлю литовскими товарами в рамках ярмарок выходного дня. Предполагается, что литовцы примут участие в проводимых в Москве инвестиционно-строительных выставках.

Руководитель Департамента продовольственных ресурсов Москвы Александр Бабурин изъявил готовность организовать совместно с вильнюсской стороной выставку литовских производителей в павильоне «Москва» на ВВЦ.

Идеи всех этих проектов родились не сегодня. Два года назад мэр Москвы Юрий Лужков во главе делегации столичного правительства ездил в Вильнюс на торжества, посвященные юбилею Литовского государства – 750-летию коронации короля Литвы Миндаугаса. На встрече с тогдашним президентом Роландасом Паксасом Лужков выразил мнение, что «Литва – государство, с которым Россия поддерживает очень хорошие дружественные отношения, а потому и хорошие политические отношения между Литвой и Россией должны принести взаимовыгодные результаты в экономике». Поскольку в Литве наблюдается кризис традиционного для литовцев строительного бизнеса, тогда президент этой прибалтийской республики не скрывал заинтересованности Вильнюса «в большей открытости российского рынка для строителей из Литвы». Мэр Москвы не видел к этому никаких препятствий, так как объемы строительства велики не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, и в Калининграде.

Тогда же Лужков встречался с представителями Литовской конфедерации промышленников и Литовской строительной ассоциации, а также с руководством общественных организаций соотечественников и вручил студентам русскоязычных вузов стипендии по программе «Стипендии мэра Москвы». В прошлом году в рамках этой программы также были названы стипендиаты из числа соотечественников. Кандидатуры представлялись попечительскими советами, заседавшими в Вильнюсе и Риге. По распоряжению Лужкова для финансирования обучения и выплаты стипендий мэра Москвы 63 представителям русскоязычной диаспоры, обучающимся в Литве, был перечислен рублевый эквивалент, равный 25 тыс. долларов, а 60 представителям русскоязычной диаспоры, обучающимся в Латвии- 35 тыс. долларов. После этого Москва предложила латвийским ребятам учебу через Интернет в российской школе. В московском правительстве сочли, что дистанционное образование по высоким стандартам - это прекрасная возможность намного больше знать, уметь и уже сегодня обеспечить надежное будущее. Программа называется «Московский аттестат». Пару лет назад в систему впервые включились три десятка латвийских двенадцатиклассников. Все они бесплатно получили по CD-диску с учебно-методическими российскими пособиями. И целый год овладевали знаниями: самостоятельно осваивали материал, общаясь с преподавателем через Интернет, а потом бесплатно отправились в Москву сдавать выпускные экзамены. «Даже если вы не думаете уезжать из Латвии и получать образование в России, то, обучаясь по двум программам - латвийской и российской, овладеваете знаниями концентрированно. Таким образом вы погружаетесь еще в одну интеллектуальную среду. Российское образование всегда лидировало, и до сих пор его классические подходы котируются в мире. Если есть возможность сравнить и поднять свой уровень, то это здорово. Для тех же, кто думает учиться в России, это просто необходимо. Однако решение принять дорогой и престижный подарок - шаг очень ответственный», - говорили российские координаторы проекта.

С Латвией московские власти сотрудничают, конечно, не только в области образования. Этой весной представители Рижской думы во главе с мэром Риги Айваром Аксеноксом встретились с делегацией правительства Москвы, возглавляемой министром московского правительства, руководителем департамента по науке и промышленной политике Евгением Пантелеевым. Речь на встрече шла о сотрудничестве в сферах торговли, экономики, науки и техники, в гуманитарной и культурной областях. Два наиболее интересных совместных проекта - производство низкопольного трамвая на Рижском вагоностроительном заводе и строительство в Елгаве комплектующего завода малотоннажных грузовых автомобилей, по поводу чего не так давно было заключено соглашение между Думами Риги, Елгавы, московским правительством, российской компанией ЗИЛ и рижским АО Ferrus. Учредительный документ о создании совместного латвийско-российского предприятия автомобилестроения, которое назвали AMO PLANT, подписали Евгений Пантелеев и председатель правления АО Ferrus Алексей Маслов. После регистрации предприятия в Латвии и России, а также после получения окончательного проекта заводских линий начнется строительство корпусов. Выпуск первой автомашины за заводские ворота запланирован на конец 2006 года. Проектная мощность предприятия - 1500 автомобилей в год. Рынок сбыта - страны Евросоюза. Фактически строительство уже началось. На промплощадке рядом с бывшим автогигантом РАФ ведутся работы на месте будущего административного корпуса АМО PLANT.

По соседству возводят фундаменты бельгийцы, и уже возвели корпуса немцы. Первые будут изготавливать автомобильные сиденья, вторые - радиаторы. Дела у них идут быстрее по той простой причине, что используется все готовое - от техдокументации до отлаженной технологии. На АМО PLANT все делается с нуля. Зато это будет национальное автопредприятие, где нашими будут и технические идеи, и сотрудничество отечественных предприятий металлообработки, и европейское качество, и своя система подготовки кадров.

Это нисколько не противоречит амбициям и интересам Москвы. Как сказал министр Пантелеев, Москва, вкладывая деньги в проект, решает свой чисто экономический интерес по созданию рентабельного предприятия европейского уровня, приносящего прибыль. Свою долю денег из 11 миллионов евро в бюджете Москвы уже зарезервировали. Завод полностью отвечает и интересам Елгавы, задействуя уже имеющиеся производства и предоставляя городу дополнительно 200 рабочих мест. А в перспективе АМО PLANT в содружестве с Сельхозинститутом поможет созданию в городе технологического парка.
Источник: ГазетаСНГ

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.