Проект закона о "калининградской проблеме" - огромный шаг вперед

Все новости по теме: ОЭЗ
9 июня 2005 года в первом чтении рассматривался Проект ФЗ об особых экономических зонах в РФ и, в частности, речь шла об особой экономической зоне в Калинградской области. О том, насколько эффективен будет данный закон, рассказывает Владимир Никитин , депутат ГД, заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам.
- Расскажите, пожалуйста, насколько будет действенен данный закон для развития Калининградской области?

- Внесение на рассмотрение единым блоком рамочного базового закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области», на мой взгляд, ошибка. Эти законы построены по разным принципам.

В рамочном законе заложены два типа зон - производственная и технико-внедренческая, которые создаются на локальных участках территории, в то время как режим особой экономической зоны в Калининградской области распространяется на всю территорию региона. Здесь совершенно другой принцип формирования зоны. Эти законы объединяет только общее название. Эта ошибка помешала калининградскому закону, поскольку у многих депутатов возникало непонимание принципиально разной природы этих образований.

Особые условия эксклавности Калининградской области привели к принятию федерального закона в 1996 году. Сейчас правительство изменило многие характеристики зонального механизма, но для предприятий, по нему зарегистрированных, правительство пролонгировало старый закон на 10 лет. Теперь им придется определить для себя, либо они идут в качестве участников особой экономической зоны, созданной по новому закону, либо, если зарегистрированы были после 1996 года, могут сохранить для себя прежний характер льгот и преференций. Но есть и третья группа предприятий, которые будут действовать согласно общероссийских условий. Такая трехслойная экономическая конструкция, по мнению многих, приведет к большим проблемам с точки зрения управления налогами. Но это технические вопросы. В новом законе есть еще и принципиальные различия - правительство отказалось от компенсационного механизма в отношении Калининграда, который несет дополнительные затраты на транспорт, энергетику, за передвижение людей и перевозку грузов, из-за нового принципа инвестиционного развития. Существует мнение, что якобы только через раскручивание новых инвестиционных механизмов у населения повысятся доходы, у предприятий возрастут финансовые поступления, которые позволят покрыть дополнительные расходы, связанные с преодолением двух границ, с процедурами таможенного оформления, особенно сложного в условиях расширения Европейского союза. Сумма дополнительных затрат составляет порядка 10-12 млрд. рублей в год, и, на мой взгляд, переход на новый принцип экономического развития региона, не снимает вопроса. Эту проблему необходимо решать, в том числе, при помощи федерального бюджета. ЕС своим расширением создает для нас проблемы, а расплачиваются либо, российская казна, либо, граждане РФ.

- Какие еще важные изменения предусматриваются в новом законе?

- Второе принципиальное изменение связано с тем, что производство качественной продукции за счет импортных комплектующих на территории Калининградской области доказало свою эффективность. Но по новому закону новые крупные предприятия будут ориентированы на экспорт, несмотря на то, что в России колоссальный износ основных фондов и в производственной, и в социальной инфраструктуре. Надеюсь, жесткая экспортная ориентация будет смягчена для того, чтобы мы могли насыщать и российский рынок качественными более дешевыми изделиями для технического перевооружения промышленности, сельского хозяйства и других сфер.

- Каким образом можно изменить ситуацию?

- Потребуется длительный период разработки подзаконных актов. Но огромным достижением можно считать разговор о федеральной политике в отношении Калининградской области, состоявшийся в ГД. Мы обсуждали не только закон, но и проблемы региона. То, что сейчас существует на уровне концепции, недостаточно, требуется комплексное рассмотрение всех проблем, а не только решения вопроса экономического механизма.

- Какие наиболее наболевшие вопросы региона были подняты?

- В области не хватает электроэнергии и газа. С грузовыми и пассажирскими перевозками крупные сбои: либо сырье не поставишь, либо готовую продукцию не вывезешь без дополнительных затрат. На 30-40% выросли дополнительные затраты на таможенное оформление грузов. По некоторым видам грузов в полтора раза, а в некоторые грузы мы вообще ввозить не можем - настолько оказались ужесточены меры ветеринарного, фитосанитарного контроля. Например, это касается отдельных категорий древесины из Сибири и т.д. Мы не можем привезти лошадей для участия в конных соревнованиях. Животных приходится везти через Польшу, поскольку законодательство Литвы не предусматривает некоторых пунктов контроля над транзитными грузами. Подписывая соглашения с Литвой, Евросоюз говорил, что оно не должно привести к дополнительным затратам России, но на деле это далеко не так.

- Получается, что грузы из наших же областей в Калининград мы должны везти через Польшу?

- Что касается животных, то да: на соревнования в Черниховск, Калининградской области, лошадей везли через Польшу. Сейчас речь идет о том, чтобы ввести упрощенный контроль. Возникли противоречия по линии скоростного поезда.

- С Литвой?

- Мы договаривались с Литвой, что скоростной поезд не будет останавливаться в Литве, и тогда не нужны визы. Но власти страны теперь стали настаивать, что поезд все равно должен делать остановки в Каунасе и в Вильнюсе, поскольку это для них дополнительный источник дохода. Существует ряд других, не менее острых проблем региона – это газификация, развитие инфраструктуры, социальной сферы. И сегодняшнее чтение закона - первый шаг к тому, чтобы озвучить проблему. Правительство заверило нас в том, что работает над решением этих вопросов.
Источник: Кремль.Орг

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.