Будущий день России

Лозунг 28 панфиловцев, стоявших на смерть под Москвой: "Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!", злободневен для современной политической элиты Кремля.

Если раньше c Россией считались НАТО, США и Евросоюз, тог сегодня они угрожают России изоляцией, расположив по западному периметру наших границ военные базы. В последние годы Россию демонстративно перестали уважать как в дальнем, так и в ближнем зарубежье – только ленивый не издевается над Россией.

Президенты Эстонии и Литвы проигнорировали приглашение на парад в честь 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Даже президент Молдовы, будучи в Москве 8 мая, отказался остаться на парад Победы. А президент Латвии, полу американка Вайре Вике-Фрейберга, в волю поиздевавшись над русскими "туземцами" у себя в стране и "полу людьми" в России, приехала в последний момент в Москву посмотреть на таких же русских "полу людей" на Красной площади.

Политика России на территории СНГ сегодня малоэффективна. Провалы Москвы в Абхазии, Грузии, Украине, Молдове и пассивное наблюдение за последними событиями в Киргизии и Узбекистане подтверждают вывод: политико-административный и интеллектуальный ресурс нынешней политической власти в России практически исчерпан. Официальная Москва на постсоветском пространстве почти утратила свои возможности.

В такой ситуации все пытаются унижать Россию по изощреннее, по грубее оскорблять ее, чтобы затем "прекращение издевательств" подороже обменять на реальные уступки.

Например: "мы (Грузия) перестаем вам хамить, а вы срочно выводите свои военные базы".

Или: "мы (Литва) прекращаем в рамках ЕС и НАТО на вас нападки, а вы соглашаетесь с любыми условиями для Калининграда".

Россия по отношению к Латвии не применила никаких мер, даже экономического характера, – чтобы в этой прибалтийской стране соблюдались права русскоязычного населения, численность которого превышает 700 тысяч человек.

Почему? А потому, что это не выгодно, например, олигархам из стальной отрасли, у которых этой балтийской стране имеются свои интересы, и где на негромких счета в банках хранятся их валютные капиталы. Кому интересно, чтобы счета были арестованы? А такое может случиться – причин у прибалтов для этого предостаточно.

По-своему прав и президент Молдовы Воронин, когда утверждает, что "не введет Россия санкций против Молдовы", потому что это невыгодно крупному российскому бизнесу, который вложил в предприятия Молдовы (их приватизацию) не одну сотню миллионов долларов.

За последние 4-5 лет Кремль демонстрирует непонимание ситуации на постсоветском пространстве. Фактически, СНГ сегодня функционирует по трехуровневой модели: Россия – 11 бывших союзных республик СССР, кроме прибалтийских стран – непризнанные государства. Странно, но факт остается фактом: создается впечатление, что официальная Москва постоянно демонстрирует странам второго уровня свою готовность по сходной цене отречься от стран третьего уровня и отказаться от статуса "эксклюзивного модератора" этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве.

Второй уровень это уже понял и поэтому торгуется с Москвой, чтобы не продешевить.

С Грузией торг почти завершен, с Молдовой – еще уместен. Начаты торги по Приднестровью с Украиной.

Руководство стран СНГ и Прибалтики уже убедилось в том, что российские правящие круги полностью повязаны со своими местными олигархами, идут на их поводу и зависимы от США и Западной Европы, так как с этими субъектами повязаны их жизненно важные меркантильные интересы. Как бы ни был для России важен вопрос о статусе Приднестровья (Приднестровье – последний российский форпост на Юго-Западном направлении), – олигархи сумеют посредством Вашингтона или Брюсселя организовать систему давления на Кремль и заставить Москву отступиться от Приднестровья – никто из знаковых представителей элиты не пожелает ареста своих западных счетов или иметь проблемы с недвижимостью на атлантическом побережье.

Последние события в Грузии, Молдове, Украине, Киргизии и Узбекистане засвидетельствовали, что СНГ как геополитический феномен, стихийно возникший в начале 90-х, уже не существует, как не существует и его центра – России в качестве его некоронованного председателя. Руководство всех без исключения стран-участниц СНГ заняты собственными проблемами – как сохранить свою независимость и пережить в это смутное время. Этим, собственно, и объясняется нестабильность Содружества. Сегодня СНГ структурирован по-другому принципу. Основу его составляют несколько горизонтальных цепочек наиболее жизнеспособных государств (ОДКБ, ЕврАзЭс, ГУУАМ, Шанхайская пятерка, ЕЭП и пр.), ориентированных в основном на США, Евросоюз или Китай. Россия при таком раскладе остается востребованной только как страна – источник энергоносителей и инфраструктура для их транзита.

Об этом говорилось и на последнем саммите СНГ, состоявшемся в Тбилиси, где планировалось решить проблему об окончательном выходе Грузии, Украины и Молдовы из-под влияния России.

На саммите вопрос о выходе трех молодых постсоветских демократий из СНГ был снят с повестки дня – повлияли провалившиеся во Франции и Нидерландах референдумы по Конституции Евросоюза. Неожиданно разразившийся политический кризис в Евросоюзе показал, что даже в том случае, если эти три страны и будут приняты в НАТО, о членстве в ЕС им придется забыть надолго.

Провалившиеся референдумы по Евроконституции поставили под сомнение будущее не только Объединенной Европы, но и тех стран СНГ, которые уже сделали заявку на членство в ЕС. Киеву, Тбилиси и Кишиневу, предельно понятно, что на ближайшие 10-15 лет "заморожено" расширение ЕС: под вопросом оказался даже прием в ЕС Румынии и Болгарии, запланированный на 2007 год. Поэтому разрыв экономических связей с Россией и выход из СНГ без перспективы на евроинтеграцию Украины, Грузии и Молдовы чреват тяжкими для них последствиями.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, принимая в Астане Виктора Ющенко, подсказывал последнему на возможный выход из этой ситуации. Пообещав украинскому президенту продавать нефть и газ, Назарбаев заметил, что все это надо непременно обсудить с Россией, и спросил: почему вообще не решать этот вопрос в рамках ЕЭП?

Об укреплении связей с Россией значительно громче говорили и в самой Украине. В частности, известный украинский политолог Михаил Погребинский завил, что большая часть команды президента Ющенко сегодня предпринимает действия, направленные на то, чтобы сохранить возможность выгодной интеграции в восточном направлении. И если СНГ в том формате, в котором оно сегодня существует, себя исчерпало, то ЕЭП, по его мнению, имеет серьезные и реальные перспективы.

Об укреплении экономического сотрудничества внутри Содружества заговорили в Грузии. Об этом говорил и премьер Зураб Ногаидели. И хотя он склоняется к тому, что это вынужденная мера, продиктованная последними событиями в Европе, главное – жизнь вынуждает новых "независимых" вновь и вновь обращаться к России.

Вполне понятная растерянность политической элиты наблюдается и в Кишиневе. Воронин и его окружение, в последние годы соревновавшиеся в антироссийских декларациях, сегодня уже пожинают горькие плоды своей политики. А ряд политиков уже откровенно упрекают Воронина в бездарных и недальновидных нападках на Кремль.

Итак, у России неожиданно появилась возможность собрать вокруг себя большинство своих прежних соратников. Для этого Москва в отношениях с партнерами по СНГ должна руководствоваться не принципом "Содружество – форма для цивилизованного развода", а предложить им программу политического и экономического паритетного партнерства, чтобы на постсоветском пространстве возродить организацию, более тесную, чем ЕС, члены которого посчитали бы за честь быть ее союзником.

Европейский союз, сам того не подозревая, сегодня предоставил России такой шанс, который может оказаться последним.
Источник: Новая политика

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.