Калининград снова станет зоной

Все новости по теме: ОЭЗ

9 июня Госдума РФ узаконила новый статус особых экономических зон (ОЭЗ) на территории России и назначила первой среди таких зон Калининградскую область. В первом чтении приняты законы “Об особых экономических зонах в РФ”, “Об Особой экономической зоне в Калининградской области” и необходимые поправки к действующим законам.

Законопроекты были внесены правительством в Думу 28 апреля. С тех пор заключение о них дали четыре комитета - палате рекомендовали принять законы в целом в первом чтении, но при условии серьезной доработки ко второму чтению. Основным аргументом в пользу принятия законов был тот, что, мол, надо установить хоть какие-то новые правила функционирования ОЭЗ (а там, на практике, все поправим), тем более что этого хочет глава государства. Пока же в стране действует старый и плохой закон об ОЭЗ от 1996 года.

Документы палате представляли заместители министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов и Виталий Савельев. (Присутствовал и калининградский губернатор Владимир Егоров.) Шаронов сообщил, что “главная особенность ОЭЗ - особый режим предпринимательской деятельности”. Его планируют сделать упрощенным. “Для координации управления ОЭЗ, - рассказал Шаронов, - планируется создать специальное федеральное агентство, которое будет администрировать эти зоны через свои территориальные органы. Последние, собственно, и будут тем “одним окном”, с которым только и будет общаться предприниматель”. Когда создадут не то что эти филиалы, но даже и само агентство, зам Грефа не уточнил.

Еще Шаронов объявил, что создание одной особой “промышленно-производственной зоны, по оценкам правительства (правда, оптимистическим), позволит ежегодно привлекать в экономику региона не менее 9 млрд. рублей иностранных и российских инвестиций, дополнительно производить продукции на сумму не менее 6 млрд. рублей, создать около 14 тысяч новых рабочих мест”. А также позволит обеспечить ежегодное “поступление в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды порядка миллиарда рублей”.

Председатель думского Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов поведал, что стране надо “преодолеть низкие темпы роста, хотя они по отношению к другим странам и высокие”. В чем пакет “зональных” законов нам и поможет. Правда, “в проекте закона механизм ОЭЗ не испытан на практике (? - В.Б.), что потребует дополнительной нормативно-правовой базы и постоянного совершенствования процедур в ходе правоприменения”. Видимо, имелось в виду, что правительству стоило бы представить и проекты сопроводительных нормативных документов, а не только рамочные законы о чем-то хорошем.

Глава Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум высказался более скептически. Ему особенно не понравилось то, что, по проекту, ОЭЗ будут образовываться преимущественно посреди “голой степи” (“что исключает использование потенциала, в частности, наукоградов”). В каковую “степь” зачем-то начнет вкладываться весь прагматичный мировой капитал. “Совершенно странной (более чем странной!) представляется идея создания ОЭЗ исключительно с чистого листа, - сказал Шаккум. - Получается, все промышленно развитые регионы и участки с развитой инфраструктурой исключаются из перечня участков под ОЭЗ. И почему-то участки в чистом поле без коммуникаций и строений, на освоение которых понадобится минимум несколько лет и огромные средства, - они только и будут предоставляться под ОЭЗ!” А ведь “в чистом поле рядом с этими ОЭЗ мы должны устраивать еще и города-спутники для социального обслуживания этих зон”. Лучше задействовать под ОЭЗ индустриально развитые районы, где простаивают производственные мощности. Заявив о порочности базовой нормы нового закона об ОЭЗ, Шаккум указал на неизбежность принятия проекта в первом чтении.

Странных норм в законе об ОЭЗ вообще оказалось многовато - даже для рамочного документа. Так, депутат Маргарита Баржанова (фракция “Единая Россия”) спросила: “В статье 17 данного законопроекта написано, что территориальный орган обеспечивает проведение экспертизы и согласования проектно-технической документации за счет соискателя (то есть желающего вложить деньги в экономику зоны и там работать. - В.Б.).Не является ли это узаконенной взяткой?” Шаронов ответил дословно следующее: “Не является, хотя бы потому, что это прописано в законе, а значит, это уже норма, а не взятка!” Железная логика...

Оппоненты указывали на то, что идея ОЭЗ была скомпрометирована в лихие 90-е (ингушская, а равно и калмыцкая “черные дыры” и т.п.). Мол, нечего потакать криминалу и бегству от налогов. Шаронов заявил, что при создании первых экономических зон “мы будем находиться в стадии эксперимента”, благодаря чему теперь-то уж “удастся избежать тех ошибок, которые были сделаны при создании свободных экономических зон в 90-е годы”. Впрочем, “правительство абсолютно готово к поправкам”. В общем, депутатов заверили, что все изменится к лучшему. А чтоб доказать это, “пилотный” проект развернут не на Кавказе, а в цивильной Прибалтике. Кстати, ознакомившись с принятым законопроектом, калининградские областные руководители заявили о намерении предложить свои поправки ко второму чтению, однако на все про все у них меньше месяца: законопроект планируется утвердить еще на этой сессии, то есть до середины июля.

Савельев заявил об особой значимости нового закона об ОЭЗ в Калининградской области почему-то именно “в преддверии 750-летия города Калининграда”. Помянул он и сложную ситуацию, складывающуюся в условиях вступления стран Балтии и Польши в Евросоюз, каковое вступление окончательно отсекло Калининград от “большой земли”. Губернатор Егоров заявил о необходимости “обеспечить независимость области от тех правил, которые диктует ЕС”. А Драганов предложил рассматривать “анклавное положение Калининградской области в ЕС не как недостаток, а как геополитическое преимущество”. О возможности предоставления в связи с этим Калининграду особого политического статуса рассуждать не стали. До желательности права на самоопределение для “Кенигсберга” у нас из начальства пока договорился только “северный” полпред Клебанов.

Зато Драганов открыл, что нового закона “ждут не только жители Калининграда, но и деловые люди”. Его слегка поддел “конкретный человек” Олег Малышкин (ЛДПР): “Объясните, что такое - деловые люди?” Драганов уточнил: “Это те граждане, которые взяли на себя бремя или ответственность за что-либо, причем самостоятельно!” Совсем простой вопрос задал депутат Владимир Гришуков (КПРФ): “Как будет действовать новый закон, что будет происходить в социальной сфере, прогнозирует ли правительство улучшение жизни людей в Калининграде?” Ответа на него, по сути, не последовало. Савельев объявил: “Мы делали глубокие расчеты”, и “предварительные оценки показывают, что валовой региональный продукт все ж таки будет прирастать - не менее чем на 10 - 15% в год”.

Савельев объяснил: замысел в том, чтоб за четверть века (срок действия закона) Калининградскую ОЭЗ превратить “из компенсационной (с высокой долей импортозамещающей продукции) в зону, где создаются конкурентоспособные производства, ориентированные на экспорт”. Депутат Сергей Иванов (ЛДПР) встревожился - не превратится ли за это время область в очередную “офшорную дыру”. Савельев ответил так: “Срок в 25 лет для инвестора будет и спокойней, и надежней... И если будут какие-то изменения, ухудшающие положение инвесторов, мы все равно будем сохранять для них тот режим, который мы предлагаем!” Спокойствие, у нас все схвачено...

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Солидарность

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.