Утро после еврофуршета

Сладкая европейская мечта о "вступлении в дружную семью европейских народов", столь долгое время взрывавшая сознание постсоветсвикх элит новых демократий на оранжевых территориях свободы, похоже, постепенно развеивается, оставляя после себя тяжелый абстинентный синдром.

Такой заманчивый поначалу, европейский торт, из которого в разгар евровечеринки оказалось много желающих выскочить, оказался сделан из пресного, отдающего картонным разочарованием, французского папье-маше.

Правда грустна: Европы для новеньких не будет!

После того, как несколько государств Евросоюза отвергли проект Конституции ЕС новый премьер-министр Франции Доминик де Вильпен провел консультации с лидерами политических партий страны о перспективах европейского строительства. Лидер правящей во Франции партии "Союз в поддержку народного движения" (СПНД) Николя Саркози призвал приостановить дальнейшее расширение ЕС и создать "новый мотор интеграции".

Фактическое расползание ЕС остановить уже практически невозможно. Странам, заинтересованным в сохранении больших европейских наднациональных пространств, придется практически создавать новые интеграционные блоки. Предложение создать "новый мотор интеграции", по сути, и есть идея создания нового интеграционного объединения.

Тяжелейший за всю историю кризис ЕС трансформировался в поиск новых путей развития Евросоюза, пережившего два кризиса: отказ Франции и Голландии Великобритания, Дании, Португалии и других стран от принятия Евроконституции (после провала референдумов во Франции и Голландии от голосования по этому вопросу многие страны просто отказались). Но если отказ от конституции еще как-то предсказывался аналитиками, то настоящим шоком стал бюджетный кризис. Все это заставило лидеров ЕС всерьез задуматься о будущем – вернее об отсутствии такового у ЕС. При таких обстоятельствах не до бедных родственников с постсоветского пространства.

Одним из первых государств, где проблема будущего Евросоюза была вынесена на обсуждение властных элит и СМИ, стала Франция. Париж стоял у руля европейской интеграции, именно Франция была заинтересована в политическом объединении Европы в полноценное государство. В результате сами французы фактически похоронили Евросоюз.

Мнение главы СПНД и самого популярного политика Франции Николя Саркози заслуживает особого внимания, поскольку именно он считается наиболее вероятным преемником действующего президента республики Жака Ширака, который, по словам эксперта Германского общества внешней политики Александра Рара, изо дня в день теряет свои позиции.

По мнению Саркози, "не все страны имеют возможности для вступления в ЕС. Следует приостановить процесс расширения, по крайней мере, до тех пор, пока не будут обновлены его институты. У Евросоюза должны быть границы. Это не касается Румынии и Болгарии, процесс вступления которых уже не повернуть вспять, это относится ко всем остальным странам". Тандему "Франция-Германия" уже не под силу играть роль "мотора Евросоюза". Таким "мотором" должны стать шесть ведущих государств ЕС "при лидирующей роли Франции и Германии – речь идет о создании малого ЕС и о том, чтобы Париж и Берлин разделили ответственность (прежде всего финансовую) за будущее периферийной Европы с группой "избранных" стран.

Однако реализация такого сценария и попытки Франции и Германии удержать лидерство вряд ли приведут к желаемым результатам. "Франко-немецкий мотор" слабеет. Это видно хотя бы по тому, как освещается европейскими СМИ предстоящий в выходные саммит президента Франции Жака Ширака, германского канцлера Герхарда Шредера и президента Владимира Путина в Калининграде. Возмущение комментаторов вызывает тот факт, что германский и французский лидеры посмели встречаться с российским президентом за спиной Польши и стран Прибалтики. Это иллюстрация к тому, что франко-немецкая гегемония заканчивается", – говорит Александр Рар.

В условиях слабеющей срединной Европы все более популярной становится британо-американская модель Евросоюза, которая вполне устраивает государства Восточной Европы. Суть атлантической модели состоит в построении чисто экономического союза независимых государств. Политическая координация же будет осуществляться исключительно в рамках Северо-Атлантического альянса в тесном партнерстве с США.

Если учесть, что с 1 июля страной-председателем ЕС становится Великобритания, то можно с уверенностью предположить, что при поддержке восточноевропейских стран и в условиях политического кризиса в Германии (выборы пройдут в сентябре, и канцлер Шредер, скорее всего, уйдет) и Франции (внутриполитическая схватка за кресло Ширака уже в полном разгаре) именно эта модель начнет реализовываться.

И во Франции, и в Германии опасность потери Парижем и Берлином рычагов управления единой Европой и угроза политического распада ЕС, низведения его "до уровня СНГ", прекрасно осознают и готовятся переждать этот период. Именно для этого и нужно сконструировать узкий альянс избранных, наиболее богатых и развитых.

Помимо Франции и Германии туда могли бы войти Австрия, Бельгия и Люксембург. Окрепнув, эти государства так называемой срединной Европы уже не повторят прежней ошибки – курса на европейскую интеграцию на основе принципа равноправия входящих в ЕС государств. Воля нового "Центральноевропейского союза" в дальнейшем вполне может быть навязана восточным соседям силой.

Украине, Молдавии и Грузии в новых условиях еврокризиса следует воздержаться от подачи заявки на вступление в Европейский Союз, чтобы избежать отказа. Об этом заявила еврокомиссар по внешним связям и политике европейского соседства Бенита Ферреро-Вальднер.

"Оранжевая революция" (на Украине) была революцией, в ходе которой люди продемонстрировали, что они разделяют наши (Евросоюза) ценности", – считает еврокомиссар – "Но теперь надо спуститься на землю. Посмотрите на их экономику: там так много надо менять. Это большая страна, важная страна, но им нужно изменить эту страну, и они хорошо это знают".

Дескать, господа оранжевые, европейская дружба, европейской дружбой, а вот европейский бубуль-гум, извините, порознь. И за деньги!

По словам еврокомиссарши, аналогичный совет "повременить с обращением к ЕС с просьбой о вступлении в эту организацию" следует адресовать также двум другим бывшим советским республикам – Молдавии и Грузии. И не помогли ни оскорбления России, ни травля независимых наблюдателей на молдавских выборах, ни сегрегация русских людей живущих в этих  республиках. Повремените!...

В качестве примера Ферреро-Вальднер привела министра иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили. "Она точно знает, чего хочет, – говорит еврокомиссар. – Она хочет много помощи в деле управления границами, у нее множество вопросов в сфере безопасности, и мы должны заняться всеми этими проблемами. Мы будем рады сделать это, но и им (грузинам) придется заняться нашими вопросами – больше демократии, больше верховенства закона".

В таких условиях руководству "территорий свободы", так доверчиво отдавших себя в добрые европейские руки, теперь можно только посочувствовать. Да, не каждый европейский фуршет заканчивается солнечным утром в Париже, даже если на окнах спальни и висят оранжевые занавески.

За которыми все равно остается все тот же серый утренний пейзаж, на лоне которого нужно еще очень-очень, и не раз, постараться, чтобы вопрос о расширении ЕС снова стал бы актуален.

Сколько еще еврофуршетов придется отработать элитам стремящихся в Европу Грузии Молдавии и Украины – остается только догадываться.

Все это не может вызывать чувства острой жалости. Не к их элитам – а к этим бедным странам, и к бедным людям, живущим в них.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Новая политика

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.