Россия идет на компромисс с ЕС

В среду в Дублине глава российского МИД Сергей Лавров должен решить с тройкой министров Евросоюза вопрос распространения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на вновь вступающие в ЕС страны. Сторонам удалось договориться практически по всем так называемым экономическим "озабоченностям России в связи с расширяющимся ЕС", кроме двух - грузового транзита в Калининград и положения русскоязычного населения в странах Балтии.

В Дублине российский министр со своими европейскими коллегами должен согласовать текст протокола о распространении СПС на новых членов ЕС и заявление о готовности Евросоюза урегулировать "озабоченности России" в установленные сроки. Такой сюжет встречи накануне отъезда в Дублин Лавров назвал "компромиссом" и признал, что текст заявления до конца еще не согласован. "Остались вопросы калининградского грузового транзита и положения русскоязычного населения в странах Балтии", - назвал Лавров пункты, которые и будут утрясаться непосредственно на месте. На подписание в Дублине этих документов, которое обязательно должно произойти синхронно (это условие России), впрочем, рассчитывать не приходится. Достигнутые в Ирландии договоренности в конце недели еще будут проверяться на прочность в Брюсселе, на встрече представителей Минэкономразвития и Еврокомиссии. Скорее всего, говорят источники "Известий", близкие к переговорам, это произойдет 26 апреля в Люксембурге - там пройдет первое заседание постоянного совета партнерства Россия - ЕС.

На вопрос "Известий", не слишком ли затянулся процесс согласования этих - не новых для взаимоотношений России и ЕС - вопросов, Лавров ответил: "Нельзя считать, что вопрос транзита не сдвинулся с мертвой точки, есть основание рассчитывать, что до 1 мая он будет урегулирован в рамках заявления". "Речь идет о грузовом транзите не через литовскую территорию, а через территорию ЕС, поэтому требуется участие очень многих ведомств. Поверьте, европейская бюрократия очень не простая бюрократия", - подытожил министр.

Однако при ближайшем рассмотрении непростая европейская бюрократия с не менее непростой российской в части грузового транзита уже договорилась. Для этого не потребовалось особого заявления - механизм был найден в рамках СПС. Еще в октябре российско-европейский подкомитет по таможенному и транспортному сотрудничеству разработал совместную схему таможенного оформления грузов, следующих через территорию ЕС (конкретнее - Литву). Схема соответствует всем нормам ЕС и основана на действующей Европейской общетранзитной процедуре. Электронная транзитная декларация заполняется бесплатно 1 раз на территории России, данные автоматически переводятся на литовский язык (таковы требования литовского законодательства) и попадают в единую европейскую электронную систему данных. Кстати, как подтвердили в Брюсселе, сам ЕС на электронную декларацию полностью перешел всего две недели назад - 1 апреля.

"Такая система позволит избежать очереди на границе и не обращаться к литовскому таможенному брокеру, который сейчас занимается оформлением таких деклараций, - заявил "Известиям" руководитель рабочей группы ГТК по калининградскому грузовому транзиту Владимир Мещеряков. Услуги брокера стоят от $40 и выше. К этой технологии присоединятся две другие балтийские страны и Польша. По словам Мещерякова, "эти страны уже высказали такое желание".

Источник "Известий" в Европейской комиссии подтвердил, что со своей стороны они готовы оказать всяческую политическую поддержку урегулированию спорного транзитного вопроса именно в таком русле. "Калининградская заноза никому не нужна", - сказал собеседник "Известий" в Брюсселе. Таможенники подтвердили: отработав эту схему на Калининграде, в дальнейшем ее можно будет переложить на всю Россию. И тогда Россия имеет все шансы достаточно быстро интегрироваться в общеевропейскую транзитную систему.

Непонятно только одно, почему согласованный на техническом уровне вопрос до сих пор не согласован на уровне политическом. Москва, говорят в Брюсселе, боится, что после расширения существующий в Европе более мягкий, чем в России, режим транзита грузов может быть ужесточен - что, собственно, было сделано в отношении виз, - и тогда мы никак не сможем изменить подписанное соглашение. ЕС на это просто не пойдет. Чтобы избежать подобных неприятностей, российские переговорщики стремились, во-первых, заключить некое наднациональное соглашение, которое обезопасило бы Россию от неприятных неожиданностей, а во-вторых, сохранить принцип экстерриториальности для российских грузов. Вопрос транзита, говорят источники "Известий", помимо таможенных аспектов включает и вопрос тарифов. А для нас важно, чтобы вся процедура происходила по внутренним российским тарифам.

Однако еще в марте ЕС ясно дал понять России - никаких особых условий выторговать ей не удастся. Настаиваете на условиях - распространяем СПС автоматически и без учета любых "российских озабоченностей". Такова была позиция Брюсселя.

Илларионов подозревает Европу в том, что она хочет сорвать планы Путина.

Пока Сергей Лавров договаривался о компромиссах с ЕС, помощник президента по экономике Андрей Илларионов приготовил Евросоюзу свою "бомбу", поджег "фитиль" - и вчера к вечеру она рванула. "Рейтер" распространил изложение текста его записки Владимиру Путину, суть которой сводится к тому, что Киотский протокол, ограничивающий промышленные выбросы двуокиси углерода, России ратифицировать нельзя. Между тем, Киотский протокол, который без ратификации его Россией вступить в силу не может, один из главных переговорных пунктов с ЕС. Евросоюз уже который год убеждает Москву протокол ратифицировать, намекая, что от этого во многом будут зависеть отношения в других областях. Москва как бы "раскололась" надвое. Есть мощное лобби (в том числе в лице некоторых крупных компаний и министров), выступающее "за". Оно утверждает, что такой шаг будет, как минимум, безобиден для России, производство которой по сравнению с концом 80-х годов сильно сократилось (тогда и рассчитывались страновые квоты), в лучшем же случае она даже сможет продавать квоты на выбросы соседям. При этом, в рамках следования Киотским принципам, конструктивно займется собственной экологией. Но есть и противники ратификации. Самый громкий и энергичный - как раз Илларионов. Основной посыл его записки Путину, в изложении "Рейтера" (которому текст, в свою очередь, передали экологические организации), состоит в том, что ограничение на выбросы окажет сдерживающий эффект на российскую экономику. А она, по расчетам Илларионова, должна будет расти высокими темпами, следуя указаниям Путина удвоить ВВП за 10 лет. Еще один его аргумент "против" апеллирует уже к "национальной гордости": мол, ратифицировать протокол - значит ограничить рост своей экономики на надциональном уровне. В смысле - будет некий международный орган и он будет диктовать нам, насколько нам расти. Последний тезис, впрочем, выглядит некоторой передержкой, ибо даже в российской Конституции прописан приоритет международного права над национальным, а количество выбросов согласно старым экологическим нормам вовсе не тождественно росту современной экономики.

По Киотскому протоколу, Россия должна будет сократить выбросы двуокиси угдерода на 5% по сравнению с уровнем 1990 года к 2012 году. Всего на долю России приходится 17% общего объема выбросов. США, которые "выбрасывают" куда больше, в 2001 году отказались ратифицировать протокол. Правда, на практике (на уровне штатов) они внедряют у себя законодательство, исходя даже из более жестких экологических норм. Между прочим, в свое время резкое ухудшение отношений между ЕС и США началось именно с отказа Джорджа Буша присоединиться к Киотскому протоколу. Это стало началом порчи атмосферы, продолжившись в других областях. В том числе в Ираке.
Источник: Известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.