Калининград уплывает от России

России и ЕС не удается договориться по ключевому вопросу «калининградского транзита». Соглашения по второстепенным вопросам будут поданы как «великая победа российской дипломатии»

Вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров побывал с кратким рабочим визитом в Ирландии. В Дублине руководитель российского внешнеполитического ведомства провел переговоры с руководящей «тройкой» Европейского союза. На встрече в Ирландии «тройку» представляли министр иностранных дел Ирландии Брайан Коуэн, главы МИД Нидерландов и Италии – Бен Бот и Франко Фраттини. Основная цель переговоров – подготовка к предстоящему 21 мая саммиту Россия – ЕС в Москве. В Дублине глава российского МИДа Сергей Лавров обсудил с европейской «тройкой» спорные вопросы, связанные с предстоящим расширением Евросоюза. Напомним, что Москва уже представила Брюсселю так называемый «список озабоченностей», связанных с вхождением в ЕС государств Восточной Европы и стран Балтии. Еще до переговоров представители российского МИДа заявляли о том, что в ходе «предварительных консультаций по многим вопросам Россия и ЕС достигли компромисса». Точки над i должны быть расставлены в ходе московского саммита. Между тем, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, очевидно, что Москва и Брюссель найдут «общий язык и договорятся по второстепенным, торговым вопросам». Однако европейцы не готовы идти на уступки по стратегически важной для России проблеме обеспечения «калининградского транзита». Речь в первую очередь идет о строительстве скоростной магистрали и переправке без досмотра военных грузов через территорию Литвы в Калининградский анклав внутри Евросоюза. ЕС выбрал тактику постепенного «удушения» Калининградской области, с тем чтобы оторвать ее от «большой земли».

Конфликт между Россией и Евросоюзом, связанный с условиями расширения ЕС на страны Балтии и Восточной Европы, разгорелся еще в начале года. Напомним, что в январе Москва предъявила Брюсселю так называемый «список российских озабоченностей», состоящий из 14 пунктов, и предложила начать консультации по вопросам, представляющим «взаимный интерес». В документе речь шла об обеспечении России беспрепятственного транзита в Калининградскую область, а также об условиях распространения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Москвой и Брюсселем на новых членов ЕС. По оценкам экспертов, присоединение балтийских республик и государств бывшего СЭВ приведет к тому, что ежегодно Россия будет терять от 150 до 300 млн евро. Новые члены Евросоюза будут вынуждены ввести общеевропейские пошлины на импорт стали и хлеба (сейчас эти товары не облагаются налогами), диверсифицировать источники поставок энергоносителей за счет снижения поставок из России и т. д. Параллельно, в соответствии с СПС, должны быть снижены российские пошлины на ввозимые восточноевропейские товары. В качестве «компенсации» за ущерб своим экономическим интересам Россия потребовала таможенных льгот и повышения импортных квот для российских товаров.

Ответ Евросоюза на российское приглашение за стол переговоров был довольно жестким. В начале февраля европейские чиновники категорически отвергли российские предложения и выступили со встречными претензиями. Брюссель потребовал, чтобы Россия без всяких предварительных условий подписала дополнительный протокол к договору о сотрудничестве от 1997 года, распространив его положения на восточноевропейские страны, и вдобавок выдвинул целый список политических требований. Однако «лобовая атака» не принесла европейцам успеха, и Москва и Брюссель все же начали взаимные консультации. По замыслу российского МИДа, в ходе визита г-на Лаврова в Дублин должны были быть согласованы текст протокола о распространении СПС на новых членов ЕС и заявление о готовности Евросоюза урегулировать «озабоченности России» в установленные сроки. По словам источников, близких к российскому МИДу, «сторонам удалось достичь предварительных договоренностей практически по всем экономическим вопросам».

Однако, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, прогресс на переговорах экономическими вопросами и ограничится. «Российская сторона рассчитывает минимизировать свои потери от расширения Евросоюза. Вполне возможно, что общеевропейские правила СПС будут распространены на страны Восточной Европы с отсрочкой по времени. Регион находится в зоне влияния российских нефтегазовых компаний, прежде всего «ЛУКОЙЛа» и ЮКОСа. После распространения на Восточную Европу правил ЕС действия нефтяных компаний будут жестко отслеживаться и контролироваться. Им не дадут сохранить ту норму прибыли, которую они имеют в настоящее время», – сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. По словам эксперта, потеря нескольких десятков миллионов долларов некритична как для России, так и для Евросоюза, поэтому вопрос о распространении общих торговых правил «не может стать поводом для серьезной ссоры, и компромисс будет найден».

Однако ключевой для Москвы является проблема так называемого «калининградского транзита». Представители российского МИДа крайне осторожно высказываются на эту тему. Сам г-н Лавров перед отъездом в Дублин заявил о прогрессе на переговорах и выразил осторожную надежду на то, что «до 1 мая он будет урегулирован в рамках заявления». Но эксперты не разделяют оптимизма министра. «Суть проблемы «калининградского транзита» состоит в том, что должны быть определены условия прохождения российских военных грузов по территории Литвы. Москва настаивает на том, чтобы эти грузы не подвергались досмотру. В Калининградской области расположен единственный на Балтике российский глубоководный военный порт. Потеря сухопутной связи с областью крайне негативно скажется на обороноспособности калининградского анклава и всего Северо-Запада России», – считает г-н Собянин. Евросоюз же в нынешних условиях не может пойти на уступки. «Любая реальная дипломатическая победа России приведет к усилению влияния Москвы в регионе, особенно в Литве», – сказал RBC daily один из российских экспертов. По его словам, «в новейшей истории был только один прецедент». «На территории Восточной Германии де-факто был создан экстерриториальный транзитный коридор в Западный Берлин. Все помнят, чем в итоге закончилась эта история», – говорит собеседник RBC daily. По мнению Александра Собянина, Евросоюз изо всех сил будет откладывать этот вопрос. А достижение договоренностей по второстепенным вопросам будет подано как «великая победа российской дипломатии».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: РБК

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.