Наш город

Все новости по теме: Калининградский анклав

В минувшие выходные Калининград оказался в центре внимания общественности. Город отмечал юбилей. Какое значение имеет Калининград-Кенигсберг для истории России, и вообще, один ли и тот же это город? Размышляет наш обозреватель Егор Холмогоров.

Уместно ли вообще говорить о 750-летии Калининграда, сказать трудно. Город, который появился 60 лет назад на месте немецкого Кенигсберга, - совсем другой. С другими традициями, с другими людьми, а не только с другим именем. Как и Калининградская область - совсем не Восточная Пруссия. Очень часто наши переселенцы не селились на тех местах, где жили немцы, а селились рядом, в нескольких шагах. А дома и даже электростанции немецкие пускали на кирпичи для строительства своих домов и своих электростанций. Так что, вполне естественно, подготовка к юбилею города сопровождалась многочисленными сложностями, поскольку его инициаторов иной раз подозревали в попытке сменить идентичность с российской на немецкую.

Однако тема "Кенигсберг и Россия" действительно существует и полна драматических коллизий. "Королевская гора" была и для русских, и для всех живших на севере Европы славян символом угрозы, символом крестового похода на Восток для обращения язычников и так называемых "раскольников", предпринятого немецкими рыцарями. Здесь, в столице Тевтонского ордена, а также в ливонской столице Риге строились планы многочисленных нашествий, которые приходилось отбивать и русским, и литовцам, и полякам.

Когда рыцарей наконец разбили, город спустя какое-то время вошел в состав Пруссии и вновь стал символом военных планов германцев на Востоке.

В ходе европейских войн он даже оказался в руках России, во время Семилетней войны 1757-61 гг. И не умри тогда императрица Елизавета Петровна, наследник которой Петр III переметнулся на сторону Пруссии, город вошел бы в состав России на два столетия раньше. И в мировых энциклопедиях писали бы: "Иммануил Кант, российский философ, жил в Кенигсберге, писал на немецком языке".

Во всех конфликтах Германии и России всем было ясно, что в случае победы Россия возьмет себе Кенигсберг. Но лишь 60 лет назад, после тяжелых боев Великой Отечественной, город-символ оказался в наших руках.

Он так и остается не только городом с богатой и сложной историей, но и символом - символом того, что мы обеспечили себе в той войне безопасность от угрозы с Запада. И за одним юбилеем, 750-летием знаменитого города, хорошо бы не забывать второй - 60-летие с того момента, когда этот город перестал представлять опасность для нашего народа и стал частью нашей государственной территории.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Радио "Маяк"

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.