Витаутас Ландсбергис может стать главой литовского МИДа

Все новости по теме: Соседи

Может так случиться, что через месяц во главе внешнеполитического ведомства Литвы станет идейный лидер литовский правых, самый ярый критик России в Литве Витаутас Ландсбергис. Это стало известным после объявления на минувшей неделе оппозиционной партией "Союз Отчизны - Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) списка будущего правительства Литвы в случае победы консерваторов на выборах 12 октября. Эта возможность местным обозревателям кажется тем более реальной, что СО-ХДЛ - постоянный лидер рейтингов среди литовских партий последних месяцев. Как сообщает газета Kauno diena, представляя свою команду, лидер консерваторов Андрюс Кубилюс заявил, что у его партии есть достойные претенденты и на все министерские посты, и на пост руководителя Сейма. "У нас опытная, работоспособная и интеллектуальная команда", - подтвердил Кубилюс на пресс-конференции.

Премьер-министром будущего правительства будет сам Кубилюс, первым претендентом на пост министра иностранных дел идет почетный председатель СО-ХДЛ европарламентарий Витаутас Ландсбергис, а первым претендентом на кресло министра обороны - один из лидеров партии Раса Юкнявичене. Кстати, она, по мнению местных обозревателей, наряду с Ландсбергисом, тоже является "ястребом", нередко выступает с резкими осуждениями России. Юкнявичене также является главой парламентской делегации Литвы в Парламентской ассамблее НАТО, а также членом Комитета по национальной безопасности и обороне нынешнего Сейма. На позапрошлой неделе она обратилась с призывом созвать срочное заседание Государственного комитета обороны по вопросу состояния национальной безопасности в связи с действиями России в Грузии. Такое заседание, на котором присутствовали все руководители государства и основные "силовики", состоялось.

Насколько реально смотрит на возможность занять пост главы литовского МИДа сам Ландсбергис? О своем намерении возглавить внешнеполитическое ведомство Литвы Ландсбергис заявил не сразу, что позволило некоторым наблюдателем допускать несерьезность такого варианта. Ведь ключевым для внешней политики Литвы остаются ее отношения с Россией, а Ландсбергис рассматривается многими в России как одиозная фигура. О каком улучшении отношений с Россией может идти речь, если такой человек станет во главе внешней политики страны? Он практически ежедневно выступает с громкими резкими заявлениями в адрес России, обвиняя ее в империализме, агрессивности, желании подчинить Литву своему влиянию и в конце концов поработить. Он также проводит активную деятельность в Европарламенте, пытаясь сформировать антироссийскую позицию, требуя резких шагов Евросоюза в отношении действий России. На минувшей неделе он призвал готовиться к новой оккупации Литвы, которая якобы состоится 12 октября, в день выборов, когда избиратель может по глупости отдать предпочтения "российским проектам" (при этом единственным спасением от России он назвал голосование за консерваторов). По мнению некоторых экспертов, избрание такого человека на пост главы МИДа означало бы резкое ухудшение и без того плохих отношений между Москвой и Вильнюсом. Другим и третьим кандидатом на пост главы МИДа в программе консерваторов выставлены члены Комитета по национальной безопасности и обороне Сейма Аудронюс Ажубалис и Эмануэлис Зингерис. Хотя оба тоже не раз выступали с критикой России (Ажубалис в дни российско-грузинского кризиса даже призывал блокировать транзит в Калининград), однако они менее известны в России и, по мнению экспертов, не вызвали бы столь сильную "аллергию" на Востоке.

Тем не менее, 18 сентября Ландсбергис развеял сомнения тех, кто полагал, что консерваторы, придя к власти, будут искать более компромиссную фигуру на пост руководителя МИДа. Отвечая на вопросы BNS, идейный лидер литовских правых прямо заявил, что он имеет реальные шансы стать министром иностранных дел Литвы в случае победы консерваторов и намерен этим министром стать. "Мы говорили об этом, - сказал Ландсбергис и добавил, имея в виду правительство, сформированное консерваторами. - Моя кандидатура настолько же реалистична, насколько реалистично Правительство, если Союз Отчизны получит большое доверие избирателей, не только больше, чем у других отдельных конкурентов, но и настолько большее, чтобы конкуренты, соединившись, не смогли перекрыть пути этому Правительству. Я должен был об этом сказать, я же не могу никого обманывать - если такое доверие будет, мне, понятно, нужно будет придерживаться своего намерения".

Каковой же будет внешняя политика Литвы при Ландсбергисе? Можно было надеяться, что, отвечая на вопросы BNS, политик будет отвечать в свойственном ему резком тоне, когда речь идет о России и ее действиях. Однако, по мнению некоторых политологов, войдя, видно, уже в роль главы МИДа, Ландсбергис вдруг заговорил на удивление дипломатичным языком. Не значит ли это, что, став главой МИДа, он изменит и тон своих заявлений? В качестве министра, он хотел бы видеть "определенное наведение порядка внутри, в ресурсах и окружении министерства, которое сопровождалось бы поиском наилучшей согласованности с другими звеньями власти. А также более активную, чем до сегодня, политику в отношении Европы и Соединенных Штатов. Не оставляя без внимания и наших восточных соседей, однако и не идя по пути определенного уменьшения внимания к европейским и американским партнерам".

Ландсбергис также откликнулся на очевидное беспокойство тех, кто считает, что в случае, если он возглавит МИД Литвы, отношение между Москвой и Вильнюсом неизбежно еще больше ухудшится. Политик пытался успокоить страхи, заявив, что ему якобы всегда удавалось находить общий язык с представителями России. Оказывается, европарламентарий в бытность спикером парламента даже поддерживал дружественные отношения с российскими руководителями. "Насколько мне приходилось иметь дело с внешней политикой, когда я был председателем Сейма, я всегда находил очень хороший общий язык с политиками России, - сказал Ландсбергис. - И не только с политиками большей демократической установки из оппозиции, но и с находящимися при власти руководителями Думы, руководителем Совета Федерации. Мы имели хорошие, дружественные отношения или, по крайней мере, конструктивно разговаривали без никакой напряженности. Я думаю, что конкретно мне с русскими удается говорить неплохо. Можно это делать и не потакая, и без какого-либо обострения. Конкретность и достоинство, русские это ценят".

Тем не менее, каковой может быть внешняя политика Литвы в отношении России в случае прихода к власти консерваторов, можно судить по высказываниям председателя СО-ХДЛ Андрюса Кубилюса, сказанными им на минувшей неделе на закрытом заседании руководимого им комитета по делам Европы и комитета иностранных дел Сейма, где обсуждались позиции Литвы в преддверии заседания Совета по общим дачам и внешним отношениям Евросоюза (ЕС), проходившем 15-16 сентября в Брюсселе. На заседании, между прочим, выступил с критикой России и секретарь литовского МИДа Жигимантас Павилёнис, который отметил, что Литву беспокоят интерпретации России, по сути означающие попытку узаконить присутствие России в Абхазии и Осетии. По словам секретаря, эти попытки происходят даже не в тех условиях, которые были до войны, а в худших. Россия уже не говорит о миротворцах, речь идет о военном присутствии. "Эти государства уже признаны, и сейчас формируются части регулярных войск России. В Осетии, где в настоящее время насчитывается около 20 тыс. человек, говорится о присутствии примерно 4 тыс. военных. Это будет, пожалуй, самый милитаризированный регион в мире. Эти интерпретации тревожат нас, и мы полагаем, что ЕС должен принять все возможные меры для того, чтобы российские войска ушли из Грузии", - цитирует слова секретаря газета Respublika. Она же отражает и позицию главы СО-ХДЛ: "Кубилюс пошутил, что Россию можно поблагодарить за то, что после войны в Грузии в Европе происходит поиск единой политики по отношению к России, "чего Литва желала очень давно и призывала Европу делать это".

"Было бы очень хорошо, если бы Литва проявила инициативу, с тем чтобы в документах ЕС и НАТО и вообще в высказываниях появились очень четкие термины и положения: "Россия оккупировала территории", "Россия - ненадежное государство, ненадежный партнер", "Россия представляет угрозу для евроатлантического сообщества, а также для ЕС", - сказал председатель комитета по делам Европы.

По словам ежедневника Respublika, Кубилюс считает, что "если ЕС назовет Россию ненадежным партнером, это даже для частного бизнеса станет очень сильным сигналом того, как следует рассматривать перспективы бизнеса на рынках России. Тогда, по мнению политика, появятся и очень конкретные планы по сдерживанию военной угрозы и обеспечению энергетической безопасности".

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: REGNUM

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.