Пограничный "муравейник"

Все новости по теме: Калининградский транзит
В Калининграде закончились российско-польские консультации на уровне министерств иностранных дел, посвященные разруливанию сложной ситуации, возникшей в связи с участившимся аннулированием виз российских граждан на польской границе. Напомним, что за последние месяцы -- с мая -- более 500 жителей Калининградской области были лишены польских виз. Причем далеко не всегда это происходило обоснованно.

Польская сторона не стала отрицать некоторых перегибов в своей работе. А перегибы были. Многие калининградцы жаловались на излишне предвзятое отношение к ним со стороны польских пограничников, придирки и даже издевательства. В интервью местным телекомпаниям люди рассказывали, например, о том, как поляки заставляли их петь русские частушки и только потом пропускали через границу. Причем «стражи граничные» прессовали не только нарушителей, но и вполне мирных граждан, виноватых лишь в том, что в их паспортах красовалось слишком много отметок о пересечении границы. Со словами: «Пан, до России!» им аннулировали визы.

На межмидовских консультациях выяснилось, что самой популярной причиной аннулирования виз калининградцев стало несоответствие цели их поездки цели выдачи визы. То есть поехал человек, скажем, из приграничного Багратионовска в Эльблонг на несколько часов за покупками. Виза у него туристическая, но никаким туризмом тут, понятное дело, не пахнет. Вот и завернули его. Но виновата в этом, как выяснилось, сама польская сторона.

«Дело в том, что поляки массово выдают калининградцам именно туристические визы. То есть цель поездки одна. А нужд у людей много. Вот и цепляются на границе, -- пояснил ситуацию "Времени новостей" руководитель международного департамента Калининградской областной администрации Виктор Романовский. -- Мы это понимаем и полякам выдаем визы «Приграничный обмен», у которых более широкий спектр действия. Теперь и они, выслушав все наши озабоченности, решили сделать для калининградцев исключение. Нам будут выдавать визы «Иные цели поездки».

По мнению г-на Романовского, эта мера способна снять существующее напряжение на калининградском участке российско-польской границы. И у поляков, наверное, будет больше времени, чтобы «порядки наводить» уже на своих рубежах. Ведь проблем у них хватает, по официальным данным, из всех контрабандистов, проходящих через калининградско-польскую границу, около 80% составляют именно поляки.

Дело в том, что в Варминско-Мазурском воеводстве, граничащем с Калининградской областью, очень высокий уровень безработицы и для многих его жителей приграничная торговля -- единственное средство к существованию. Некоторые особенно коммерчески озабоченные польские граждане пересекают российско-польскую границу за год более 120 раз.

В Польше пограничники и таможенники называют этих неутомимых челноков между собой мрувками (муравьями), а в официальных сводках -- контрабандистами. Из России «мрувки» вывозят сигареты, водку и бензин. Горючее и 38-градусная дешевая водка «Ельцин» могут принести двукратную прибыль, а провезенное беспошлинно курево продается втридорога. Только ведь существуют нормы: блок сигарет, литр спиртного и бак бензина.

На самом большом из трех действующих погранпереходов Безледы--Багратионовск, расположенном в 35 км от Калининграда, корреспонденту «Времени новостей» доводилось встречать автоумельцев, чья конструкторская мысль позволила использовать малейшее свободное пространство в салоне, под капотом, в багажнике или на шасси автомашин. Сигареты и спирт перевозятся в сиденьях, газовых установках, шинах, глушителях. У одной задержанной польскими пограничниками молодой пани в неприметном с виду «опель-кадетте» было припрятано более двухсот блоков сигарет.

С машиной, так как она переделана под контрабандные цели, владелице придется распрощаться. Нарушители-новички могут отделаться штрафом в 100 злотых (30 долл.) и ехать дальше, а вот рецидивисты подвергаются конфискации товара и лишению визы.
Источник: Время новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.