Договариваться придется сегодня

Россия и ЕС договорились почти по всем вопросам, связанным с последствиями расширения Евросоюза для нашей страны. Европа согласна увеличить квоты на поставки российской стали и больше не настаивает на том, чтобы новые члены ЕС сокращали закупки российских энергоресурсов. Нерешенными остались лишь две проблемы - транзита российских грузов через Литву в Калининград и защиты прав русскоязычного населения Прибалтики. Сегодня президент Владимир Путин и премьер Михаил Фрадков обсудят их с главой Еврокомиссии Романо Проди и еврокомиссарами, почти в полном составе приехавшими в Москву.

Официальное расширение ЕС произойдет 1 мая - в этот день число членов союза возрастет с 15 до 25. Большинство вступающих - традиционные торговые партнеры России из Восточной Европы и Прибалтики, поэтому расширение ЕС на российских интересах скажется непосредственно. На новые государства ЕС распространятся все действующие в союзе торговые ограничения, правила сертификации товаров, технические стандарты. По подсчетам МЭРТ, ущерб российских экспортеров, поставляющих продукцию новым членам ЕС, может составить 150 млн. долларов в год.

Через пять дней в Люксембурге на заседании постоянного Совета сотрудничества Россия - ЕС на уровне министров иностранных дел Россия должна подписать протокол, который распространит на новых членов ЕС действие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписанное Брюсселем и Москвой еще в 1994 году. Этот документ станет признанием Москвой факта расширения ЕС. Однако в тот же день Россия и Евросоюз должны подписать совместное заявление, в котором найдут отражение российские вопросы к ЕС.

Сегодня текст этого совместного заявления обсудит в Москве представительная делегация Евросоюза во главе с председателем Еврокомиссии Романо Проди. Гостям из Европы предстоят переговоры и в Белом доме с премьером Михаилом Фрадковым, и в Кремле с президентом Владимиром Путиным. Накануне источники ГАЗЕТЫ в российской делегации рассказали, что по большинству спорных вопросов удалось достичь приемлемых для России 'развязок'. В частности, это касается квот на поставки на рынки Прибалтики и Восточной Европы российской стали, алюминия и ядерного топлива. Конкретные параметры этих соглашений собеседники ГАЗЕТЫ не раскрывают, ссылаясь на то, что договоренности экспертов должны быть сегодня подтверждены на более высоком уровне.

Зато известно, что Евросоюз согласился с одним из основных пожеланий России - не ограничивать своих новых членов в закупках российских энергоресурсов. Последние годы в Европе много говорят о диверсификации импорта энергоресурсов: одна страна не должна зависеть от одного поставщика больше, чем на 25-30%. Формально таких квот пока никто не вводил, но само обсуждение нервирует Москву - такой курс грозит сокращением важнейшего для российских нефти и газа рынка сбыта - Восточной Европы. Теперь, по данным ГАЗЕТЫ, Евросоюз согласился зафиксировать на бумаге, что подобных ограничений не будет.

Однако о полном согласии с ЕС речь не идет. На пути к нему встала политика. Источники ГАЗЕТЫ признают, что не удалось договориться по вопросу о защите прав русскоязычного населения Латвии и Эстонии. Россия хочет включить этот пункт в совместное заявление; ЕС, с подачи Латвии и Эстонии, выступает против. Эту тему, скорее всего, европейские чиновники будут обсуждать с Владимиром Путиным. А вот на переговорах с Михаилом Фрадковым необходимо решить еще одну спорную проблему - об условиях транзита российских грузов в Калининград через территорию Литвы. Москва не соглашается на то, чтобы российские перевозчики оформляли такой транзит как международный. 'Это перевозка товаров из одного российского региона в другой. Соответствующий набор документов должны иметь и наши перевозчики', - заявил источник ГАЗЕТЫ.

Договариваться по этим двум пунктам придется именно сегодня - до расширения ЕС осталось десять дней, до встречи в Люксембурге - пять. При этом Москва находится явно в менее выигрышной позиции по сравнению с Брюсселем. Расширению ЕС Москва помешать не способна, а вот ЕС может себе позволить учитывать российскую позицию ровно настолько, насколько считает нужным.
Источник: Газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.