"Превращать Россию в "пересыльный лагерь" мы не хотим"

Все новости по теме: Калининградский транзит
Наиболее чувствительными темами диалога России с Евросоюзом остаются облегчение визового режима для поездок граждан, вопросы калининградского транзита и договор о реадмиссии. Об этом спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ беседует с Владимиром ЧИЖОВЫМ, только что назначенным президентским указом Владимира Путина постоянным представителем России при Европейских сообществах в Брюсселе.

-- Польша и Литва собираются через пару лет присоединиться к шенгенскому соглашению. Как это скажется на возможности жителей нашей страны ездить в Калининградскую область через литовскую территорию?

-- Официальной даты их вступления в Шенген нет, но обе страны ориентируются на 2007 год. Нынешний механизм калининградского транзита, конечно, временный: он будет действовать до вступления Литвы в Шенген. Естественно, мы настаиваем, чтобы после этого условия транзита не ухудшились. Если они улучшатся, мы возражать не будем.

-- Если Польша вступит в Шенген, это осложнит для калининградцев въезд в польское приграничье?

-- Пока 80% лиц, пересекающих польско-российскую границу на калининградском участке, -- граждане Польши. Там есть проблема челночной торговли -- например, бензином. Человек с полным баком горючего пересекает границу, а через 10 минут возвращается с пустым и делает это несколько раз в течение дня. Это дает неплохой доход, но ведь это ненормально -- как и чемоданная торговля через границу. Руководство Калининградской области обоснованно ставит вопрос о постепенном переходе к цивилизованным формам торговли. В Калининграде, например, нехватка рабочей силы: экономика области растет бешеными темпами -- 25,9% за прошлый год. Главное для нас -- бесперебойный транзит, как пассажирский, так и грузовой.

-- А какие проблемы возникают при грузовых перевозках?

-- Здесь масса несуразностей. Я побывал на литовской пограничной железнодорожной станции Кибартай и видел, как везут в рефрижераторных вагонах мороженую рыбу из Калининградского порта в Россию. Там требуют, чтобы эти вагоны отцепили от поезда и поставили на ветеринарную проверку, которая по нормам длится семь часов, а на практике -- до суток. Теоретически остальные вагоны могут следовать дальше, но наша железнодорожная система такова, что сформированный состав не подлежит расформированию до конечного пункта назначения. Поэтому еще 30 вагонов стоят тоже на запасном пути и ждут, пока проверят три вагона с рыбой.

-- И как литовские ветеринары проверяют калининградскую рыбу?

-- Они из каждого вагона должны взять одну пачку. Хотя поезд с нормальной скоростью за три-четыре часа пересекает всю территорию Евросоюза, то есть Литву. Ну что может случиться с замороженной рыбой за три-четыре часа в опломбированном рефрижераторе? Если бы замка не было или пломба сорвана, тогда я сам первый поставил бы вопрос о проверке. Но если все в порядке, это банальная евросоюзовская бюрократия. Ведь ситуация необычная -- перемещение груза из одной части страны в другую часть через территорию Евросоюза.

-- Но если Россия сможет договориться с ЕС о взаимном безвизовом режиме, то и у калининградцев проблем не будет...

-- Напомню, что ЕС и зона Шенгена не совпадают. В Шенген не входят Великобритания и Ирландия, а также десять новых членов. Но туда входят две страны, не являющиеся членами ЕС, -- Норвегия и Исландия, скоро к ним примкнет и Швейцария. В ЕС все третьи страны разделены на две категории -- список «А» и список «Б». В списке «А» 43 страны, граждане которых могут свободно въезжать на территорию ЕС без виз. Вот гондурасцам почему-то повезло больше, чем нам. Россия же числится в списке «Б».

-- Это связано с тем, что страны из привилегированного списка имеют с ЕС договоры о реадмиссии, то есть взаимном возвращении восвояси нелегальных мигрантов?

-- Нет. В настоящее время у Евросоюза договоры о реадмиссии есть только со Шри-Ланкой, Гонконгом и Макао. Подписан договор с Албанией, но не ратифицирован. Однако КЕС (Комиссия Европейских сообществ. -- Ред.) приняла регламент, в соответствии с которым любые новые договоры по визовым вопросам с третьими странами должны включать в себя элементы реадмиссии. В документах саммитов Россия--Евросоюз зафиксировано, что нашей совместной целью является безвизовый режим. Иными словами, Россия хотела бы переместиться из списка «Б» в список «А». Это означало бы возможность безвизового въезда на срок до трех месяцев без права на работу и использования общественных фондов -- пенсий, стипендий или бесплатного медобслуживания. Но это цель долгосрочная, ибо нам самим много нужно сделать. Как выглядят наши границы на востоке, я объяснять не буду. Пока мы ведем переговоры об облегчении визового режима -- это использование гибкости, предусмотренной шенгенским соглашением.

-- Что от этого выиграли бы граждане России?

-- У нас уже есть соглашения об облегчении визового режима с Италией, Францией, Германией и Кипром. Соглашения предполагают фиксацию единых сроков, тарифов и облегченные процедуры оформления виз для журналистов, студентов, участников спортивных соревнований, для тех, кто имеет там постоянно проживающих близких родственников, а также для лиц старше 65 и моложе 16 лет. Шенгенские правила допускают возможность заключения соглашений о безвизовом режиме для экипажей самолетов, поездных бригад, а также обладателей служебных и дипломатических паспортов. С российским диппаспортом можно ездить в некоторые новые члены ЕС, не вступившие в Шенген, кроме Мальты и прибалтийских стран.

-- У России есть договоры о реадмиссии со странами -- членами ЕС?

-- Есть с Литвой -- это была часть пакета договоренностей по Калининграду. Вот уже третий год пошел, и ни одного случая реадмиссии не было. С другими странами это сопряжено с большими сложностями. Россия ведет параллельно переговоры о реадмиссии с 28 странами. Наша позиция логична. Идя навстречу ЕС, мы готовы одновременно подписать соглашение об облегчении визового режима и соглашение о реадмиссии, но при условии, что соглашение о реадмиссии будет вступать в силу поэтапно. Сначала оно будет распространяться на граждан России и стран ЕС, а на граждан третьих стран -- лишь после того, как с ними будут заключены соглашения о реадмиссии. Мы просто не хотим превращать нашу страну в «пересыльный лагерь». Так что дело за политическим решением ЕС -- все технические детали уже обговорены.
Источник: Время новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.