Деятельность губернаторов должна оцениваться по уровню жизни людей

Свой взгляд на предложения полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака по радикальному расширению ответственности высшего регионального и муниципального начальства за развитие экономики и качество жизни граждан в интервью Стране.Ru изложил член Совета Федерации от Калининградской области Николай Тулаев.

- Николай Петрович, как вы оцениваете предложение Дмитрия Козака о том, чтобы поставить уровень доверия к губернаторам в прямую зависимость от уровня развития экономики возглавляемых ими регионов?

- Что касается главной идеи Козака насчет повышения ответственности глав регионов, то актуальность ее очень высока. У нас кадровая политика последних лет не имела четких критериев оценки, в этой части трудно что-либо возразить. Конечно, деятельность таких важных должностных лиц как главы субъектов Российской Федерации должна оцениваться не по их "пиару", не по умению добиваться своего в коридорах власти, а по конкретным результатам. В первую очередь - по уровню жизни людей в регионах. Это справедливая постановка вопроса. Механизм, который вначале начал реализовываться в рамках реформы исполнительной власти субъектов РФ, безусловно, требует насыщения за счет совершенно нового инструментария. В частности, могут быть применены и те критерии, о которых говорит Дмитрий Козак. Они экономически объективны - если доходы населения не повышаются, если региональный валовой продукт не растет, если, образно говоря, над трубами заводов не начал клубиться дым, то, естественно, это и будет критерием оценки деятельности конкретного руководителя.

- Согласны ли вы с полпредом в том, что необходимо добиваться сокращения количества регионов-"доноров"?

- Здесь моя позиция как члена Совета Федерации и мнения моих коллег по верхней палате парламента сходятся. Мы видим одну из важнейших причин возникшей эскалации "донорских тенденций" в регионах в несправедливости распределения доходной части консолидированного бюджета страны, ее налоговой базы. Я имею в виду, что деньги распределяются не в пользу регионов, а в пользу центра. В связи с этим мы будем настаивать на изменении этой тенденции в противоположную сторону, в пользу регионов и местного самоуправления. Мы сегодня уже в целом ряде законов это зафиксировали и продолжаем фиксировать так, чтобы выполнить главный постулат нашего законодательства - любые полномочия, как для центра, так и для регионов и местного самоуправления, должны быть финансово обеспечены. Этого нет сегодня, и в этой части Козак абсолютно прав. Если мы не пересмотрим эту тенденцию, то мы не сможем вырвать регионы из бедности. Иначе все это будет напоминать обещание Хрущева построить коммунизм к 1980-му году.

- Возможно ли решать все социальные вопросы за счет внутренних ресурсов регионов?

- Конечно, решать социальные проблемы за счет только внутренних ресурсов невозможно хотя бы по той причине, о которой я говорил выше. Для этого, по крайней мере, надо пересмотреть походы к наполняемости бюджета. То есть часть налоговых поступлений оставлять в регионах. Идеальный вариант состоит в том, чтобы распределить доходную часть так, чтобы регионы были способными выполнять те социальные функции, которые им ближе. К этому стремятся многие страны. Трудно представить себе, что федеральный центр на расстоянии смог бы оценить реальное положение тех же социально необеспеченных слоев населения. Конечно, это легче решать на местах. Хотя, надо признать и то, что многие социальные проблемы физически пока не могут быть решены только за счет ресурсов региона. Поэтому снимать ответственность с федерального центра и его институтов, каковыми являются полпредства, по целому ряду функций, я думаю, рановато.

Что касается Калининградской области, которую я представляю в Совете Федерации, то это регион дотационный. Но у него есть положительная тенденция - мы за последние пять лет имеем в среднем 12-15 процентов роста промышленного производства. К сожалению, у нас целый комплекс проблем, которые отличаются от среднероссийских, и не могут быть решены на региональном уровне по определению. Это требуют тех средств, которые являются основой дотации. По сути, дотационность Калининградской области отличается от любого другого региона-"донора". Например, энергоресурсы у нас составляют львиную долю во всей системе обеспечения. Но без дотаций цена на электроэнергию, на газ, тут же зашкалит и установится на уровне Германии и Польши. Потому что все это транзитом идет через Литву, и вопрос в том, кто будет компенсировать плату за транзит. Конечно, не Калининград - местные жители не виноваты, что живут не в Саратовской области, а в Калининграде. Значит, эта дотационность объективна и будет всегда. Это исключительно федеральные полномочия и ответственность, которые нельзя переложить на Калининградскую область.

- Вы поддерживаете тезис Козака о том, что можно и нужно передать губернаторам значительную часть функций территориальных органов федеральных министерств и ведомств, за исключением правоохранительных и некоторых контрольно-надзорных?

- Президент страны на Государственном совете, который прошел у нас в Калининграде в связи с его 750-летием, четко поддержал эту линию на передачу полномочий. Он сказал, что центр не заинтересован в том, чтобы концентрировать у себя такую громоздкую систему управления, ответственности и полномочий. Но передать регионам это можно и нужно только в одном случае - если регион материально и организационно способен их "переварить" и достойно, по отношению к своим жителям, выполнять. То есть, не ухудшить исполнение этих функций, а улучшить. И в этой части тенденция сокращения бюрократии, повышения прозрачности системы государственного управления в целом, является абсолютно верной. Я думаю, пришло время уходить от укоренившейся десятилетиями традиции, когда огромная часть полномочий сосредоточена в Москве.

- То есть вы предлагаете за счет произведенного изменения механизма избрания губернаторов расширить их полномочия?

- Да, когда самостоятельность повышается, у центра появляется больше уверенности. По крайней мере, если губернатор начнет использовать эти полномочия не в должном направлении, да еще и во вред общенациональным интересам, в каких-то корпоративных или, не дай бог, сепаратистских целях, то в этих крайних случаях у президента страны в соответствии с законодательством есть право досрочного прекращения его полномочий. Это, конечно, снижает риск негативных последствий от передачи главам субъектов того ряда полномочий, которые действительно нужно доверить регионам.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Страна.Ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.