Москва свела расширение ЕС к минимуму

Ей удалось блокировать практически все негативные последствия этого расширения, в том числе получить гарантии защиты прав русского населения в Прибалтике и добиться облегчения калининградского транзита. Все эти уступки со стороны ЕС зафиксированы в специальном соглашении, которое было подписано сегодня в Люксембурге.



Во вторник в Люксембурге глава российского МИДа Сергей Лавров, его коллега из председательствующей в ЕС Ирландии Брайан Коуэн и комиссар Евросоюза по внешним связям Крис Паттен подписали протокол о распространении соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) на десять новых членов. Одновременно было принято совместное заявление, в котором стороны обязались продолжить работу по преодолению проблем, существующих между Москвой и Евросоюзом.

«Сделано все, чтобы все негативные последствия расширения ЕС для России свести к минимуму», – заключил Лавров на пресс-конференции по итогам заседания Постоянного совета партнерства.
Напомним, подписать протокол о распространении СПС между Россией и ЕС было необходимо до 1 мая, то есть до официального вступления в Евросоюз новых членов. До последнего времени судьба документа оставалась неясной. Россия отказывалась подписывать протокол, добиваясь от чиновников ЕС удовлетворения своих требований. Москва предъявила ЕС их список из 14 пунктов. В их числе – расширение квот на импорт российских товаров, облегчение грузового транзита через Литву в Калининградскую область, защита прав русскоязычных меньшинств в Прибалтике. В ответ Европа вспомнила, что Россия до сих пор не ратифицировала Киотский протокол и не решила проблему прав человека в Чечне.

Судя по всему, о компромиссе стороны договорились на прошлой неделе, когда в Москву на переговоры с российским руководством прилетал глава Европейской комиссии Романо Проди. «Они поняли, что, если они откажутся выполнять наши требования, у них будут сложности», – самоуверенно сообщил «Газете.Ru» после переговоров высокопоставленный источник в Кремле. Главным успехом российской дипломатии он назвал тот факт, что Евросоюз «воспринял нашу позицию по газу» (ЕС настаивает на либерализации российского газового рынка. – «Газета.Ru»).

Накануне сегодняшней встречи в Люксембурге о достигнутом соглашении сообщил глава правительства Михаил Фрадков. Лавров тоже не стал скрывать, что едет на заседание Постоянного совета с уже готовым пакетом документов. «Документы после переговоров в Москве практически согласованы, и завтра надеемся поставить точку», – сообщил накануне глава российского МИДа.

В итоге России удалось отстоять права русскоязычного населения в Прибалтике.
«Членство в Евросоюзе станет твердой гарантией защиты прав человека и лиц, относящихся к национальным меньшинствам», – подчеркнул Лавров на итоговой пресс-конференции. Кроме того, по его словам, «в совместном заявлении зафиксировано обязательство начать переговоры по калининградскому грузовому транзиту». «С этим вопросом мы не будем медлить, наши переговоры начнутся скоро», – уверил журналистов министр и добавил, что уже «с 1 мая калининградский транзит будет дешевле и проще, чем сейчас».

«Палки в колеса ставят литовцы, а не Евросоюз. Им сами европейцы объясняли, что в прямом смысле это и не транзит вовсе», – рассказывал «Газете.Ru» кремлевский источник. Убедили ли Литву доводы ЕС, неизвестно, однако, по словам Криса Паттена, ни о каких компенсациях Вильнюсу от ЕС речь не идет. «Транзит товаров в Калининград и из Калининграда будет соответствовать правилам ВТО и международным таможенным соглашениям», – заявил Паттен, пообещав, что «мы увидим улучшение для транзита товаров между границами включая Калининградскую область».

По словам источников «Газеты.Ru», теперь из 14 пунктов остались неурегулированными всего два, в том числе проблема формирования цен на газ. Не исключено, что к саммиту Россия–ЕС, который пройдет 21 мая в Москве, как выразился наш источник, «все озабоченности будут сняты».
Источник: Газета.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.