Участь пилота Су-27, разбившегося в Литве, и будущее отношений Москвы и Вильнюса

Все новости по теме: Соседи

Неприятный инцидент обострил и без того непростые отношения России и Литвы. Вчера на территории Литвы около деревни Йотишкес Шакяйского района разбился российский самолет Су-27, выполнявший плановый перелет в составе группы истребителей 6-й Армии ВВС и ПВО. К счастью, в результате катастрофы никто не пострадал. Пилотировавшему Су-27 майору Валерию Троянову удалось катапультировался, он приземлился в 55 километрах от Каунаса. Летчика немедленно задержали местные полицейские, которые доставили его в участок, а впоследствии перевезли для допроса в комиссариат полиции Юрбарского района Литвы.

По официальной версии, озвученной российской стороной, дело происходило так. Самолеты перелетали из Санкт-Петербурга на один из аэродромов Калининградской области. Во время полета, проходившего над Балтийским морем, у одного из самолетов отказала навигационная система. В 16:04 пилот сообщил на землю о том, что он не может сориентироваться над морем. В результате истребитель уже почти без горючего оказался в воздушном пространстве Литвы. В конце концов, когда у самолета кончилось топливо, он рухнул на землю. На первый взгляд, эта версия выглядит вполне правдоподобной. Действительно, без ориентиров на море и навигационной аппаратуры попасть в воздушное пространство Литвы, проскочив небольшой калининградский "анклав", довольно просто. Непонятно, правда, почему военные диспетчеры, которые наверняка "вели" эту группу самолетов, не смогли скорректировать курс Су-27 относительно госграницы, чтобы он хотя бы упал на родную землю. К тому же потерявший ориентацию пилот просто мог продолжать вести свой самолет в хвосте колонны, держась за остальными. Между тем, по мнению Анатолия Корнукова, бывшего с 1998 по 2002 год главнокомандующим ВВС России, причиной аварии российского истребителя Су-27 в Литве, скорее всего, стал не отказ навигационной системы, а техническая усталость металла. Он полагает, что "это хоть и железо, но у него есть свой срок, так как металл испытывает постоянное напряжение, имеется остаточная деформация из-за плотности воздуха и перепадов давления".

В то же самое время президент Литовского аэроклуба, в прошлом опытный летчик Стасис Мурза отметил, что системы навигации Су-27 многократно продублированы, и "поэтому вряд ли пилот не имел альтернативных возможностей ориентации". По его словам, в ситуации с катастрофой российского самолета возникает ряд вопросов. Например, почему летевший в группе истребитель отбился от нее и ушел в сторону, почему он не послал сигнала SOS, чем занимались Калининградские службы управления полетами, которые должны были вести самолет, почему самолет снизил высоту, чтобы его не видели радары, а не поступил согласно инструкции. Все эти загадки позволяют судить, что версия технической неисправности отнюдь не единственная, подчеркнул президент Литовского аэроклуба.

Для расследования инцидента в Литве уже сформирована межведомственная комиссия, в которую вошли представители министерства охраны края, а также МВД, МИД, министерства сообщений и других ведомств. По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело. В.Троянов проходит в качестве свидетеля в связи с инцидентом. На данный момент он находится в больнице, и по данным СМИ, пережил сильный шок. Вначале литовская сторона заявила, что не будет удерживать российского пилота, поскольку он не является обвиняемым по уголовному делу. Однако позже литовский министр охраны края (обороны) Гедиминас Киркилас заявил, что Литва не вернет России ни пилота, ни "черный ящик" с разбившегося истребителя до завершения расследования происшествия. По утверждению главы литовского военного ведомства, "самолет оказался в воздушном пространстве страны незаконно, поэтому прокуратура начала досудебное расследование". Министр сказал, что расценивает этот инцидент как "несчастный случай", но подчеркнул, что Литва не будет спешить с выдачей В.Троянова. К разрешению проблемы подключился и глава Минобороны РФ Сергей Иванов. В ходе переговоров с Г.Киркиласом он подчеркнул необходимость скорейшего возвращения на родину летчика потерпевшего аварию над территорией Литвы российского Су-27.

МИД России также предпринимает все меры, чтобы пилот разбившегося в Литве Су-27 как можно скорее вернулся на родину. "Российская сторона делает все необходимое, чтобы прояснить все детали инцидента, и принимает необходимые меры, чтобы пилот как можно скорее вернулся на родину", - сказал официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин. Однако в Минобороны РФ уже заявили, что, вероятно, этого не произойдет до завершения следственных действий, которые ведет прокуратура Литвы, тем самым подтвердив слова Г.Киркиласа. Заместитель генерального прокурора Литвы Гинтарас Ясайтис заявил, что время нахождения пилота разбившегося истребителя в Литве будет зависеть от итогов расшифровки "черных ящиков" самолета. "Если воздушное пространство Литвы было нарушено не из-за технических неисправностей самолета, он будет задержан",- сказал Г.Ясайтис, отметив, что у российского пилота нет иммунитета от уголовного преследования. Поэтому Литва вправе удерживать его столько времени, сколько потребуется для расследования инцидента.

Неприятность ситуации усугубляется тем, что у литовского государства – члена НАТО в руках оказалась российская авиационная аппаратура. Как минимум, на истребителе должна быть установлена система опознавания "свой-чужой", и все это никак не должно попасть в руки потенциального противника. Военное ведомство РФ ревностно относится к охране своих секретов. Стоит вспомнить хотя бы ситуацию, когда 5 августа в Северной Атлантике утонул истребитель Су-33, оснащенный немалым количеством секретной аппаратуры. Тогда командование ВМФ всерьез собиралось организовывать "ковровые бомбардировки" района затопления самолета, чтобы уничтожить самолет. Су-33 затонул на глубине 1100 метров, но даже это, по мнению военных, не давало гарантии того, что секреты не окажутся в распоряжении НАТО. Впоследствии, правда, главком ВМФ Владимир Масорин постановил считать это оборудование уничтоженным, и бомбардировку отменили. Однако стоит вспомнить сделанное в этой связи заявление первого заместителя командующего Северным флотом, вице-адмирала Владимира Доброскоченко. По его словам, если пилот катапультируется из истребителя, то "аппаратура опознавания, которая есть на самолете, сразу списывается" /самоуничтожается/. Учитывая вред, который может быть нанесен обороноспособности страны в случае, если коды распознования из этой аппаратуры попадут к противнику, логично предположить, что ничего секретного среди обломков Су-27 в Литве не осталось.

Это не первый инцидент, когда российские пилоты нарушали воздушное пространство Литвы. Например, летом прошлого года прибалтийская страна объявила о незаконном полете российского вертолета, однако доказательств у нее не было – нарушитель находился в воздушном пространстве Литвы всего несколько минут. Теперь же у литовских властей есть и пилот-нарушитель, и обломки его самолета. А это дает им лишний повод для того, чтобы заявить о недружественных намерениях России. Ситуацией воспользовалась и Эстония, обвинившая Россию в нарушении полетных правил и угрозе для гражданских самолетов. Как говорится в сообщении Главного штаба Сил обороны Эстонии, в четверг семь самолетов ВВС РФ направлялись из Санкт-Петербурга в Калининград, правда, речь идет о другой группе самолетов. Персонал центра наблюдения за воздушным пространством Эстонии с 12 до 14 часов отслеживал полет самолета радиоразведки А-50, а также самолетов типа "Су" и "МиГ" в информационном полетном регионе Эстонии. Для пролета в этом регионе российские самолеты заранее запросили и получили разрешение. "Однако у самолетов были выключены обязательные транспордеры, передающие информацию о полете, - отмечается в сообщении. - Тем самым военные самолеты России поставили под угрозу безопасность полетов гражданских самолетов в информационном полетном регионе Эстонии". В ответ на эти обвинения генерал-майор авиации в запасе Александр Салко, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что впервые слышит о необходимости включения боевыми машинами системы оповещения. "Истребители не включают ничего оповещающего о полете, - сказал он. - Во время моей службы на боевых летательных аппаратах не было системы оповещения для управления гражданскими лицами". "Очень странно, если мы ее будем ставить и включать – добавил он. - Не думаю, что какая-то страна будет ставить эту систему на своих боевых летательных аппаратах".

Во время беседы с Г.Киркиласом С.Иванов извинился за инцидент и обещал возместить причиненный ущерб. Падение самолета причинило ущерб сельскохозяйственной общине, на посевы которой упал истребитель. По предварительным данным, причинен ущерб в размере около 10 тыс. литов /1 евро=3,4528 лита/. Многие наблюдатели полагают, что России удастся добиться выдачи своего пилота только после того, как она расплатится с Литвой /возможно, в гораздо большем объеме, чтобы вернуть В.Троянова и секретную технику/. Впрочем, есть и другое мнение - если прибалтийские страны используют случившееся как повод для обострения отношений с Россией, деньги не особо помогут. Литва в этом случае будет затягивать расследование сколько угодно долго и раздувать его в невыгодном для России свете. И тогда быстрое возвращение В.Троянова на родину окажется под большим вопросом. Все это станет очередным поводом для еще большего охлаждения и без того напряженных в последнее время российско-прибалтийских отношений. В любом случае, вокруг этого неприятного инцидента пока много загадок и недосказанности, и о том, какова была истинная подоплека катастрофы Су-27 над Латвией мы узнаем далеко не сразу.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Прайм-ТАСС

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.