Литва задвинула "черный ящик"

Комиссия по расследованию происшествия с истребителем Су-27 склоняется к мнению, что летчик невиновен в нарушении воздушного пространства Литвы. Но инцидент дал повод литовским военным потребовать у правительства денег на повышение обороноспобности страны по натовским меркам. Расследование происшествия с российским истребителем Су-27, который 15 сентября рухнул на территории Литвы, близится к завершению. Во всяком случае, как сообщил в эфире Литовского национального телевидения командующий Литовской армией генерал Валдас Туткус, выводы о причинах падения самолета могут быть объявлены уже на следующей неделе. Туткус пояснил, что специалисты собрали большую часть обломков разбившейся машины, а также нашли третью из четырех ракет Су-27. А заместитель генпрокурора Литвы Гинтарас Ясайтис к этому добавил, что необходимые следственные действия по уголовному делу проведены, остается только дождаться экспертной оценки происшествия и тогда решать вопрос об ответственности пилота. Причем, судя по словам литовских чиновников, информация бортового самописца Су-27 уже не сможет кардинально повлиять на их выводы. Туткус признал, что литовская комиссия до сих пор не имеет на руках расшифровку ленты «черного ящика». По словам командующего, возможно, эксперты получат ее в ближайшие дни, когда партнеры республики по НАТО помогут в этом деле своей аппаратурой и специалистами. Но, как отметил Туткус, «"черный ящик" является лишь фрагментом, хоть и очень важным, общего процесса расследования инцидента». Видимо, поэтому литовская сторона и не придает большого значения объективности расшифровки – генерал еще раз заявил, что комиссия не будет привлекать к работе с бортовым самописцем российскую аппаратуру и специалистов. Туткус обосновал это решение тем, что республика руководствуется международными нормами права. При этом литовский военачальник даже вспомнил Чикагскую конвенцию о международной гражданской авиации (хотя Су-27, рухнувший на территории Литвы, является самолетом-истребителем и не используется в гражданский целях). Командующий сообщил, что в приложении к конвенции о расследовании авиационных происшествий и инцидентов сказано, что расшифровка бортовых приборов должна осуществляться аппаратурой не того государства, которое является изготовителем этих приборов, передает его версию агентство «Интерфакс». «Если мы разрешим расшифровку России, мы нарушим требования Чикагской конвенции, – пояснил Туткус литовским зрителям. – А это значит, что РФ не может расшифровывать "черный ящик", мы не можем пользоваться аппаратурой РФ». Как только литовская комиссия даст заключение, прокуратура сможет принять процессуальное решение. Как пояснил заместитель генпрокурора Ясайтис, события могут развиваться по двум вариантам: если следствие решит, что летчик Валерий Троянов намеренно нарушил воздушное пространство Литвы, его обвинят в преступлении, а дело передадут в суд (летчику грозит до двух лет лишения свободы); если же следствие решит, что катастрофа произошла по не зависящим от летчика причинам, дело прекратят «и Литовское государство сможет вернуть России как летчика, так, по-видимому, и то, что осталось от самолета». Пока комиссия все больше склоняется к мнению, что летчик действительно нарушил воздушные границы Литвы непреднамеренно. Как заявил в пятницу на пресс-конференции в Вильнюсе министр обороны Литвы Гедиминас Киркилас, «версию о провокации можно исключить почти наверняка». По последним данным, комиссия не имеет фактов, подтверждающих эту версию. Впрочем, каким бы ни был исход расследования, Литва не собирается оставить его без внимания своих партнеров по Евросоюзу и НАТО. Выступая накануне в литовском сейме, Киркилас сообщил, что на ближайшем заседании Совета Россия-НАТО хотел бы услышать от представителей Российской Федерации, зачем Су-27 летел над Балтикой вооруженным. «Сам себе не могу ответить, для чего нужно лететь над такой чуткой территорией, как Балтийское море, с такими бомбоносителями, с оружием, с полной боевой амуницией», – удивлялся министр в сейме. К пятнице количество вопросов, на которые министр не смог ответить даже самому себе, только возросло. «Мы видим маневры вооруженных ракетами российских самолетов у границ Литвы и Европейского союза, а также у границ НАТО, – цитирует его агентство «Интерфакс». – Кому они угрожают? Стратегическому партнерству Европейского союза и России, Совету НАТО-Россия, безвизовому режиму с Европейским союзом? Или это только рецидив "холодной войны", нежелание и неспособность примириться с реалиями?». В чем министр уверен точно, так это «то, что случилось, является очевидной угрозой безопасности Литвы, а также безопасности Европейского союза и НАТО», сказал Киркилас. Причем опасность представляет не только то, что российские истребители летают с ракетами. По его словам, Литве угрожает уже то, какие это самолеты и как они управляются: если у них портятся навигационные приборы, если управление с земли хаотичное и не скоординировано настолько, что даже опытный пилот-профессионал не может понять получаемых противоречивых команд, если экономят топливо так, что после ухода с курса у самолета оно через несколько минут кончается. Четко знает Киркилас только одно: силы ПВО Литвы прозевали истребитель из-за недофинансирования военного ведомства (Су-27 оставался неопознанным в литовском небе около 20 минут). Обязательства, принятые Литвой перед вступлением в НАТО, предписывают республике выделять на оборону не менее 2% ВВП. Но пока правительство выделяет лишь 1,3% ВВП. Министр призвал парламент и правительство заняться этой проблемой и увеличить военный бюджет на будущий год, чтобы выделить необходимые средства на усиление технических мощностей ПВО. Интересно, что в последнее время российская сторона практически никак не комментирует инцидент с падением Су-27.
Источник: Газета.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.