Именно с такой формулировкой министр обороны Литвы Гядиминас Киркилас уволил командующего военно-воздушными силами республики генерала Йонаса Марцинкуса, ставшего первой жертвой скандала, связанного с падением Су-27. Содержимое "черного ящика" самолета расшифровано, однако литовские военные не спешат с его опубликованием.
Как сообщает газета "Время новостей", Гядиминас Киркилас уволил Йонаса Марцинкуса с подачи главнокомандующего Валдаса Туткуса. Как сообщают СМИ, решение принято на основании информации департамента госбезопасности (ДГБ) Литвы, суть которой в том, что генерал де разглашал в общении с российскими военными секретную информацию. По словам г-на Туткуса, сведения, которыми он располагает, не "оставляют миллионной доли сомнения", что этому подчиненному нельзя больше доверять. И чтобы не было сомнения, он пояснил, что это связано с расследованием катастрофы российского Су-27. Тут же заверив, что на результатах работы комиссии, к счастью, это никак не отразится, поскольку Марцинкус не входил в ее состав.
Между тем, пишет "КоммерсантЪ", скорее всего, полковник Марцинкус поплатился не за излишнюю близость к военным 6-й армии, а за пристрастие к алкоголю. Йонас Марцинкус получил пост командующего литовскими ВВС всего год назад - в сентябре 2004 года. До этого полковник руководил авиабазой в Шяуляе и был известен любовью к выпивке. Как рассказал Ъ сослуживец господина Марцинкуса, полковник нередко приходил на службу в подпитии и часто устраивал стрельбу по стенам и потолку собственного кабинета. Восемь лет назад из-за пьянства он попал в аварию, после чего позвоночник пришлось укрепить металлическими пластинами. Собеседник Ъ рассказал, как Йонас Марцинкус однажды в стельку пьяным выступил с докладом на международной конференции в Каунасе. На вопрос о пристрастии к алкоголю теперь уже экс-командующий честно признался: раньше выпить любил. Однако отметил, что на службе не пил никогда. Что касается досье спецслужб, то его господин Марцинкус не видел. Еще он рассказал, что в конце прошлой недели в его рабочий кабинет ворвались сотрудники литовского департамента госбезопасности и заявили, что он предал родину. Между тем, по словам господина Марцинкуса, он общался с командованием 6-й российской армии по приказу главкома Туткуса, пытаясь выяснить, какое вооружение было на борту Су-27. Полковник считает, что в ДГБ на него донес кто-то из операторов, сидевших у пульта оперативной военной связи.
Вчера господин Туткус слова опального командующего опроверг, заявив, что никаких указаний звонить в Россию он не давал. Он косвенно подтвердил и тот факт, что отставка полковника связана со злоупотреблением алкоголем. По его словам, полковника лишили его поста отчасти за "несоответствующее поведение", а отчасти - в связи с катастрофой истребителя. Генерал Туткус отказался сообщить, в чем суть компрометирующих господина Марцинкуса данных, но отметил, что представленная госбезопасностью информация очень важна и не позволяет далее терпеть поведение полковника Марцинкуса. В минобороны полковнику аннулировали доступ к секретной информации, поэтому он не просто потерял должность, а уволен из вооруженных сил. В литовской армии нет должностей для офицеров, не имеющих допуска к секретной информации. Сразу после увольнения полковника Марцинкуса госпитализировали, и врачи зафиксировали у него состояние алкогольного опьянения. И. о. главы ВВС назначен подполковник Артурас Лейта.
Сам Марцинкус перед тем, как оказался в одной из каунасских больниц, успел изложить свою версию событий. Он, пишет "Время новостей", не знаком с информацией ДГБ, но предполагает, что речь идет о нескольких телефонных разговорах с его российским коллегой. По словам Марцинкуса, он пытался спровоцировать своего собеседника признать, что самолет был вооружен, а также выяснить кое-какие обстоятельства катастрофы. При этом никакой информации ограниченного использования, от разглашения которой могла бы пострадать национальная безопасность, в этих переговорах он не использовал.
В советские времена Марцинкус служил в ВВС СССР и имел немалый опыт полетов на различных модификациях "Су" и "МиГ". Он хорошо знаком с этой техникой, а потому 16-19 сентября привлекался к работе комиссии по расследованию инцидента с Су-27 как консультант. Марцинкус утверждает, что именно он идентифицировал обломки ракет, наличие которых российская сторона пыталась отрицать. Генерал настроен решительно и заявил о намерении защищать свою честь в суде. В литовской армии он служит с 1992 года, год назад возглавил военную авиацию. Помимо учебы в Ейске в советские времена, он повышал квалификацию в США в колледже командующих и штабных работников ВВС штата Алабама. В его активе более тысячи часов полетов на 17 типах и модификациях самолетов, в основном реактивных бомбардировщиках и истребителях.
Однако российский коллега Йонаса Марцинкуса поддержал не его, а его командиров. Главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов считает "правильным" решение министра обороны Литвы уволить командующего ВВС. "Да, правильно он сделал", - заявил генерал Михайлов на пресс-конференции в Торжке. "Случай с падением российского Су-27 показал полную негодность литовских ВВС и ПВО", - считает г-н Михайлов. "Вы представляете себе такую ситуацию - мы и не планировали производить разведку сил и средств ПВО Литвы, но она оказалась просто негодной", - заявил российский военный. "Хотя отмечу, что в тот день дежурили хваленые немецкие, натовские летчики. Пиво они что ли пили?" - сказал Михайлов под смех зала. Давая оценку натовским средствам ПВО в Литве, главком российских ВВС отметил: "20 минут наш самолет находился на территории Литвы, а его обнаружили лишь тогда, когда он упал, и никого не подняли на перехват". При этом г-н Михайлов не скрывал улыбки, утверждая, что российские средства ПВО видят даже низколетящие шары, "а тут такой самолет летает над маленькой страной".
При этом командующий назвал "позорной" организацию перелета группы военных самолетов из Санкт-Петербурга в Калининград, завершившегося 15 сентября падением истребителя Су-27 в Литве. "Виноват или не виноват летчик, я не собираюсь сейчас судить. Но в организации полета допущена небрежность, которая привела к международному разбирательству", - сообщил Владимир Михайлов. "Летчика скоро возвратят. Это всего лишь политическая игра", - полагает генерал.
Командующий выразил недоумение в связи с излишним затягиванием литовской стороной расследования записей черного ящика Су-27: "Что им еще надо - летчик сказал, что потерял ориентацию, что они такого хотят увидеть при расшифровке черных ящиков? Там записаны параметры полета, а если происходит сбой всех систем, то и радиообмена никакого не будет", - сказал г-н Михайлов. Ранее минобороны Литвы сообщило, что бортовой самописец разбившегося Су-27 поврежден, и украинские специалисты, приглашенные для расшифровки записей, столкнулись с техническими трудностями.
Между тем, "черный ящик" российского истребителя Су-27, разбившегося 15 сентября на территории Литвы, расшифрован. Накануне, пишет Газета.ru, информация с бортового самописца была перенесена в компьютер, и литовские военные проанализировали его данные. "Расшифровка "черного ящика" закончена, продолжается анализ полученной информации", - сообщил в понедельник вечером командующий литовской армией генерал-майор Валдас Туткус в программе Литовского национального телевидения.
Однако военные пока отказываются делать какие-либо выводы после расшифровки самописца.
По словам Туткуса, такой материал не может анализироваться отрывочно, его предстоит сравнить с информацией из других источников, в частности, с показаниями радаров. А эти данные литовцам должны предоставить российские военные. "Литовская сторона довольно давно просила российскую сторону представить показания радаров, находящихся в Калининграде, но, к сожалению, мы их еще не получили, а это очень помогло бы расследованию", - сказал литовский генерал в интервью журналистам. По его словам, полномочному представителю министерства обороны, начальнику службы безопасности полетов генерал-майору Сергею Байнетову в понедельник была выражена озабоченность по поводу того, что российская сторона медлит с предоставлением запрошенной информации о показаниях радаров и параметрах полета истребителя.
Окончательные выводы о причинах аварии российского истребителя, по оценкам Туткуса, должны быть обнародованы на этой неделе.
Пока что литовские военные не нашли никаких подтверждений в пользу версии об умышленном вторжении Су-27 на территорию Литвы.
"Выводы межведомственной комиссии, расследующей инцидент, либо подтвердят, либо отвергнут эту версию", - отметил Туткус. Глава оборонного ведомства Литвы Гедиминас Киркилас на днях признал, что со стороны России сознательного нарушения воздушного пространства Литвы не отмечено. Заместитель генерального прокурора Литвы Гинтарас Ясайтис предпочитает хранить молчание вплоть до завершения расследования.
Тем не менее уже сейчас литовские власти нашли одного виновного в случившемся.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter