Чего ждать России от нового главы литовского МИДа

Все новости по теме: Литва

О новом главе МИДа Литвы. Газета Lietuvos žinios считает, что согласованная уже новой правящей коалицией и президентом Литвы кандидатура Вигаудаса Ушацкаса на пост министра иностранных дел (пока еще официально не утвержденная) не является однозначной. Как известно, литовские политологи высказывают мнение, что карьерный дипломат Ушацкас может быть человеком состоящего из высокопоставленных чиновников так называемого "клана государственников", для которых приход к руководству МИДом политика, а не члена административной системы, означал бы угрозу их теплой жизни и разрушение системы принятия закулисных кадровых решений. В этой связи газета пишет: "С одной стороны, прав обозреватель Виргис Валентинавичюс, который обоснованно выражает негодование в связи с тем, что "МИД почему-то уверен, что гражданские лица им не нужны". Такое положение ведет к тому, что МИД нередко отходит от своих прямых обязанностей - проводить в жизнь внешнюю политику страны. Вместо этого там плетутся "дворцовые" интриги, занимаются дешевым политиканством".

По мнению редакции, очевидно, что "МИДу необходим человек, который занял бы принципиальные позиции". Таким мог бы быть политик, представитель победившего на выборах "Союза Отчизны - Христианских демократов Литвы" (СО-ХДЛ). Однако консерваторы, находясь в оппозиции, демонстрировали радикальные позиции во внешней политике (в частности, были очень воинственно настроены по отношению к России). Поэтому ежедневник допускает, что консерватора-политика не стоит назначать на пост главы МИДа еще и потому, что он вступил бы в конфликт с аппаратом МИДа. А другие известные претенденты на пост руководителя литовской дипломатии, к тому же, уже не обладают теми силами, что в прошлом. "С другой стороны, слишком радикальные решения (их мог бы принимать Аудронис Ажубалис) изолировали бы министра от всего аппарата этой структуры, - пишет Lietuvos žinios. - Увы, другие, кроме Ажубалиса, кандидаты от СО-ХДЛ на этот пост не выглядят серьезно. Согласимся, что лучшие дни Витаутаса Ландсбергиса или Альгирдаса Саударгаса уже в прошлом, а разговоры об Эмануэлисе Зингерисе не кажутся солидными".

Таким образом, по мнению ежедневника, просто ничего не оставалось, как искать компромиссную фигуру - и ею как раз Ушацкас и стал. Ведь хотя он и карьерный дипломат, но он уже восемь лет работает не в аппарате министерства, а живет в качестве посла за рубежом (сначала в США, затем в Великобритании), "значит, был вдали от исполняемой МИДом "кадровой политики", от "государственных дел". Поэтому было бы ошибочным считать, что Ушацкас - человек "государственников"", - делает вывод газета. Кроме того, "хорошим знаком нужно считать и то, что президентура сдержанно встретила новость о кандидате на пост министра иностранных дел. Ушацкаса оценивают как компромиссную и посредническую фигуру в период, когда МИД возвращают на ему полагающееся место в политической жизни".

Ушацкас: Россия - "тяжелый" сосед (интервью). Тем временем сам Ушацкас уже назвал Россию "тяжелым" соседом и выразил готовность, если будет назначен министром иностранных дел, строить отношения с Россией не только на болезненном для обеих стран опыте, но и на "конструктивном" сотрудничестве. Он считает, что Евросоюзу, в котором царит realpolitik, необходимо неуклонно, неистерично, без морализаторства, но последовательно улучшать понимание процессов в России.

Однако что означают эти его слова, если тут же он заявляет, что "самой большой ценностью" считает преемственность внешней политики Литвы, гарантом которой является "позиция президента Валдаса Адамкуса". Ведь известно, что нынешний руководитель Литвы выступал и выступает с постоянными враждебными по отношению к России заявлениями. Более того, Ушацкас прямо говорит, что Литва видит свою роль в том, чтобы "разъяснять" Евросоюзу, что собой представляет Россия. До сих пор эти "разъяснения" сводились к тому, чтобы пугать Россией Евросоюз. Чтобы не было сомнений, будущий министр всячески хвалил работу Адамкуса и нынешнего главы МИДа Пятраса Вайтекунаса, которые "открыли" Западу глаза на "действия России, нарушающей международные обязательства".

О позиции будущего главы литовского МИДа можно судить по интервью, данному Ушацкасом Delfi, в котором он, говоря о возобновлении переговоров между ЕС и Россией, хвалил "принципиальную" позицию Литвы. Если судить по этому интервью, то надежд на изменение внешней политики Литвы по отношению к России с приходом нового шефа литовского дипломатии мало. Главные моменты интервью приводятся ниже.

Власть Литвы после восьмилетнего перерыва клонится вправо. Будете ли вы менять внешнюю политику, если станете министром иностранных дел?

Как я говорил ранее, самой большой ценностью является преемственность внешней политики Литвы. Ее гарант - позиция президента Валдаса Адамкуса и общая политическая договоренность партии. Три кита, на которых покоится эта преемственность, - это глубокая интеграция в ЕС, тесные связи с США и конструктивные принципиальные отношения с Россией и другими странами, включая Беларусь. Если я буду назначен министром иностранных дел, то обеспечу преемственность нашей внешней политики.

Как вы предлагаете развивать отношения с Беларусью?

В Беларуси мы наблюдаем признаки возможных перемен. На следующей неделе десант из 200 предпринимателей под руководством премьер-министра Сергея Сидорского прибудет в Лондон на первый в истории Беларуси деловой инвестиционный форум Open Belarus. Политические отношения между ЕС и Беларусью несколько потеплели.

Раньше главными внешнеполитическими целями Литвы было членство в НАТО и ЕС. Какие цели Вы видите сегодня?

Главные вызовы - это благосостояние граждан Литвы и обеспечение безопасности государства. Необходимо прилагать усилия для консолидации поддержки партнеров, чтобы можно было уменьшить энергетическую зависимость от России и диверсифицировать источники (...). Еще одна цель - конструктивные и принципиальные отношения с соседней Россией. Литва показала, что мы можем говорить с Россией открыто, дружелюбно, критично. Россия - тяжелый партнер - это видно по заявлениям президента Дмитрия Медведева о размещении в Калининграде ракет "Искандер". Одна из наших миссий - помочь Западу объективно и всесторонне оценивать процессы в России.

Министра иностранных дел делегирует СО-ХДЛ, который придерживается жесткой позиции в литовско-российских отношениях. Достаточно вспомнить требование о компенсации ущерба от советской оккупации. Какой линии придерживаетесь Вы?

Возмещение ущерба от советской оккупации и аннексии, выполнение обязательств перед депортированными из Литвы людьми закреплены нормативными актами, соглашениями. Мы не должны забывать об этом, мы должны последовательно, но вместе с тем терпеливо добиваться осуждения факта оккупации стран Прибалтики и других стран Центральной Европы, лучшего понимания больных страниц истории в Западной Европе.

С другой стороны, в настоящее время российское общество не готово к этому, а нынешняя власть пытается скрыть историческую правду. Руководство России удаляется от демократических ценностей. Ни Литва, ни Запад не могут изменить взгляда России на свое политическое развитие. Однако Запад, действуя заодно, может оказывать влияние на действия России. Необходимо более глубокое сотрудничество с США и ЕС, конструктивный и принципиальный диалог с Россией, при этом не оказываясь от принципиальных ценностных установок, напоминая о возмещении ущерба и оккупации.

Как Литве выиграть в сегодняшней ситуации, когда верх берет realpolitik?

Я не говорю, что мы выигрываем, или проигрываем. Мы должны гордиться лидерством президента Адамкуса и министра Вайтекунаса, которые помогали Грузии во время кризиса и обратили внимание Запада на действия России, нарушающей международные обязательства. Мы открыли двери руководителей ЕС к новому мышлению. Это большое дипломатическое достижение ЕС, которое необходимо консолидировать и продолжать.

Россия тяжелый партнер. Мы достигли качественного перелома - во многих столицах ЕС отношения с ней оценивают все более реалистично. Программа восточного соседства является другим достижением нашей дипломатии. Мы осуществляем положительные шаги, нужно это продолжать и в будущем. Мы должны поддерживать Грузию, Украину, Молдавию как в процессах демократических реформ, так и приближая их интеграцию в ЕС и в НАТО, если эти страны этого хотят.

Необходимо оценить общность наших интересов. Что может сделать Литва?

Мы можем поощрять открытость Калининградской области и более активную ее интеграцию в регион прибалтийских государств.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: REGNUM

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.