Россия не готова признать верховенство Брюсселя в различных сферах политики и экономики

Все новости по теме: Калининградский транзит

В.Путин посетил с рабочим визитом Великобританию и принял участие в   совместном саммите Россия-ЕС, на котором были обсуждены важнейшие вопросы взаимодействия России и европейских стран.Об этом и о возможном вступлении России в Европейский союз рассказывает Николай Топорнин, руководитель Информационного Офиса Совета Европы в Российской Федерации, к.ю.н., доцент кафедры европейского права МГИМО МИД РФ.

- На Ваш взгляд саммит Россия - ЕС будет "рядовым" мероприятием,   или же он будет обозначен какими-либо знаковыми решениями?

- Я бы не назвал этот саммит чрезвычайным событием. Скорее всего, это мероприятие, которое проводится согласно разработанной схеме взаимоотношений Россия - ЕС. На этом саммите предполагается рассмотреть начало реализации известных "дорожных карт", в которых зафиксированы основные направления сотрудничества в рамках формата Россия-ЕС. Я бы выделил в качестве важного вопроса для граждан Российской Федерации то обстоятельство, что есть намерение с обеих сторон окончательно согласовать вопрос облегчения визового режима для россиян, совершающих поездки в страны Шенгенской зоны. Если все нюансы будут окончательно согласованы (хотя в Брюсселе, похоже, на данный момент еще нет положительного заключения на этот счет), то можно рассчитывать на то, что в дальнейшем (а механизм ЕС требует, чтобы все страны ратифицировали какие-либо приложения к Шенгенским соглашениям) документ будет проходить обкатку в национальных парламентах. Если согласование пройдет без каких-либо катаклизмов, то можно рассчитывать, что к 2007г шенгенский режим будет облегчен для граждан Российской Федерации. Это, на мой взгляд, наиболее важное возможное событие в рамках готовящегося саммита 4 октября.

- Будет ли в этот раз подниматься калининградский вопрос?

- Проблема "калининградского транзита", так или иначе, в последнее время часто затрагивалась на саммитах Россия - ЕС. Как вы знаете, с момента вступления Литвы в ЕС появилась проблема пересечения гражданами РФ границы с Литвой при поездках в Калининград и обратно. При перелете самолетом особых проблем не возникает, но если приходится ехать поездом или на автомобиле, то кратчайший путь лежит через Литовскую Республику, которая на сегодняшний день является полноправным членом Европейского Союза. В ЕС есть определенные стандарты контроля на внешних госграницах, поэтому, въезжая на территорию Европейского Союза, наши граждане сталкиваются с необходимостью получения соответствующего визового документа на проезд по территории Литвы. В свое время были разработаны так называемые вкладыши к билетам, потом литовская сторона потребовала, чтобы визовой режим стал настоящим, то есть выдавалась транзитная литовская виза. Это действительно сложный вопрос, который периодически поднимается на двусторонних встречах, но на сегодняшний день порядок пересечения российским гражданами литовской границы установлен, и он действует без серьезных сбоев. Каких-либо других крупных проблем в отношении Калининградской области, на данный момент не существует.

- Мнения экспертов относительно вступления России в ЕС неоднозначны. А как Вы считаете, необходимо вступать России в ЕС или нет?

- Примерно шесть-семь лет назад я был убежденным сторонником скорейшей интеграции России в единое европейское пространство, включая самую тесную ассоциацию с ЕС. Но тогда, как вы помните, времена в России были иными: нестабильность в экономике, социальной политике, периодически происходили серьезные политические кризисы. И, конечно же, хотелось, чтобы посредством интеграции с Европой в нашей стране наступила   политическая и экономическая стабильность. Сейчас, когда эти времена благополучно миновали, в России наблюдается совершенно иная политическая и экономическая ситуация. Теперь я несколько изменил свою точку зрения, исходя из новых политических реалий, включая масштабное расширение самого ЕС.

Я до сих пор считаю, что нам необходимо максимально сближать наше законодательство с законодательствами стран-членов ЕС и с правовыми стандартами Европейского Союза. Сегодня можно сказать, что европейское законодательство, в широком смысле слова, состоит из двух частей - из законодательства Европейского Союза, так называемого "Брюссельского законодательства", и законодательств стран-членов ЕС. Если образно взвесить на весах, какое законодательство больше значит во взаимоотношениях с третьими странами, то я бы сказал так, что 30-35% - это "Брюссельское законодательство", а остальное, 65-70%, то есть около двух третей, - это национальные законодательства. Так или иначе, мы будем общаться с ЕС, учитывая национальные законодательства, и наоборот, общаясь, например, с Германией, мы должны учитывать и законодательство ЕС. Поэтому, для того, чтобы облегчить наше общение во всех сферах и, прежде всего, в экономической сфере, необходимо, чтобы наше законодательство как можно ближе соответствовало европейскому.

На днях, например, проходил чрезвычайный саммит министров иностранных дел стран-членов ЕС по вопросу начала переговоров о вступлении в ЕС Турции. Одно из государств, которое занимало достаточно жесткую позицию относительно Турции (Австрия), предлагало не рассматривать вопрос о полнокровном вступлении Турции в Европейский Союз, а предоставить ей новую категорию так называемого "привилегированного партнерства". Мне кажется, что Российская Федерация на данном этапе могла бы и для себя рассматривать такую возможность в среднесрочной перспективе. Для нас ведь очень важно, чтобы между РФ и ЕС установилось многоформатное    равноправное сотрудничество, чтобы наши граждане могли спокойно ездить в Европу, получать образование, знакомиться с европейской    культурой, вести деловые отношения. Мы также заинтересованы в развитии взаимного туризма, ведь, чего греха таить, получить российскую визу так же непросто, как и шенгенскую. Бесспорно, необходимо   наладить хороший экономический диалог, поскольку наш торговый оборот больше двух третей приходится на европейские страны. Можно упомянуть еще множество точек взаимных интересов России и Европы. Но также ясно и то, что Россия пока не готова пойти на ограничение своего национального суверенитета и признать верховенство Брюсселя   в различных сферах политики и экономики, а на это необходимо будет пойти в случае полноправного членства в Европейском Союзе. Но на что наша страна может и должна пойти уже сегодня - это на гуманитарное, социальное и экономическое сотрудничество в самом широком формате. Поэтому из практических соображений, может быть, лучше стремиться стать реальным "привилегированным партнером" ЕС, чем вести малоперспективную дискуссию о членстве в Евросоюзе.  

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Кремль.Орг

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.