Боос начал пересмотр приватизации

Вчера в ходе рабочей поездки по Калининградской области полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов обсудил с губернатором Калининградской области Георгием Боосом ситуацию на некоторых местных предприятиях. Днем раньше губернатор заявил, что намерен вернуть в госсобственность ранее приватизированные предприятия. Новый губернатор назвал противоречащими закону все действия по приватизации предприятий, совершенные предыдущим главой области. Г-н Клебанов, напротив, высказал мнение, что предприятия Калининграда следует именно приватизировать, только так удастся привести их в соответствие с требованиями современного рынка. Таким образом, налицо конфликт между «старым» полпредом и «новым» губернатором.

Предметом внимания губернатора стали несколько калининградских предприятий разного направления деятельности. Например, ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», который является одним из поставщиков кораблей для военно-морского флота России и 51% акций которого принадлежит Минимущества РФ. Сейчас на «Янтаре» введено внешнее управление. Это единственный в стране завод, на котором строят надводные корабли для ВМФ. В данный момент там продолжается строительство противолодочного корабля «Ярослав Мудрый», большого десантного корабля «Иван Грен», учебного судна для подготовки офицерского состава ВМФ «Бородино» и патрульного судна типа «Спрут» для ФСБ России.

Георгий Боос, занявший пост губернатора Калининградской области меньше месяца назад, уже успел детально разобраться в экономике области. Он дал крайне низкую оценку методам и результатам предыдущей приватизации и намеревается в ближайшее время пересмотреть их. «У области, будем называть вещи своими именами, были украдены различного рода активы, – заявил г-н Боос, – и наша задача вернуть их с соблюдением норм закона». Г-н Боос считает, что результате некоторых действий бывшего губернатора область потеряла 68% своей имущественной доли, в частности из-за приватизации по заниженной стоимости двух калининградских предприятий – кондитерской фабрики и судостроительного завода, предпринятой г-ном Егоровым. Эксперты считают, что судоремонтный завод и кондитерская фабрика, приватизированные во время правления предыдущего губернатора, по сути были отданы в собственность нескольким калининградским чиновникам. Созданному по инициативе областной администрации ОАО «Финансово-промышленная группа «Калининградпром» было передано имущество фабрики и завода. При этом за оба предприятия было заплачено 100 млн руб. Тогда как реальная стоимость только одной фабрики оценивается некоторыми экспертами в 6 млн долл. Новый губернатор уже подписал постановление о расторжении этих сделок.

Однако аналитики сомневаются в том, что у нового губернатора есть право одним лишь своим решением отменять действия предыдущего главы области. «Я думаю, что это превышение полномочий губернатора, – утверждает директор ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» Андрей Крайний. – Вероятно, он решил вернуть государственную собственность, потому что упомянутые калининградские предприятия действительно были проданы за копейки. Но, скорее всего, не так уж легко вернуть предыдущую форму собственности – можно сделать это только через арбитражный суд», – утверждает г-н Крайний.

Практически одновременно с этим полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, который занимает этот пост уже несколько лет, сделал прямо противоположное заявление. В частности, он призвал продать госпакет акций «Янтаря» и перепрофилировать предприятие. «Сегодня 51% акций «Янтаря» принадлежит государству, которое никогда не было эффективным собственником, – заявил г-н Клебанов. – Это даже теоретически невозможно. Наша задача в кратчайшие сроки найти более эффективного собственника и разработать программу развития этого предприятия в области гражданского судостроения». Далее г-н Клебанов отметил, что калининградская судоверфь более не может существовать лишь за счет заказов ВМФ. «Мы считаем, что в будущем производство должно быть диверсифицировано, – сказал он. – Надо понимать, что только область гражданского судостроения может обеспечить как выживание предприятия, так и его дальнейшее развитие». В качестве примера удачного перепрофилирования судоверфи из военной в гражданскую Клебанов привел Балтийский завод в Санкт-Петербурге, ранее работавший на военных, теперь же полностью переключившийся на гражданские суда.

Несмотря на явно противоположные позиции полпреда и губернатора, эксперты считают, что конфликта между ними нет. «Принципиальных расхождений у Бооса с Клебановым быть не должно, – утверждает руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский, – поскольку Клебанов открыто лоббировал приход на пост губернатора именно Бооса. Относительно же возврата объектов приватизации могут быть расхождения по правовым деталям – каким образом это будет происходить. Взявшись за промышленность, Боос продемонстрировал принцип «новой метлы». Вряд ли это понравится сильной местной элите. Приход «внешнего» человека из Москвы создает некое политическое напряжение в регионе. Боос уже успел настроить против себя местную элиту – продемонстрировал жесткое управление, заявил, что собирается победить коррупцию, предложил вдвое сократить чиновничий аппарат. Занявшись переделом собственности, он, видимо, рассчитывает расчистить поле для московской команды».

Характерно, что ограничиваться заводом «Янтарь» Георгий Боос не собирается. На сегодняшний день неясна судьба, ожидающая и другие калининградские промышленные объекты. В ближайшее время, как утверждает г-н Боос, будет решен вопрос по двум другим приватизированным предприятиям – «Балтптицепрому» и зданию Дома советов (административное здание в центре Калининграда было приватизировано, как считают эксперты, по заниженной стоимости). Продажа, аренда и другие сделки с имуществом теперь будут происходить только на открытых аукционных торгах», – заявил глава области. Вырученные от «правильной» приватизации деньги новый губернатор обещает пустить на латание бюджетных дыр – социальные программы и зарплату бюджетникам. Таким образом, проблема банкротства нависла не только над судостроительным заводом.
Источник: РБК

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.