Вигаудас Ушацкас: евроинтеграция решит газовые проблемы Украины

Все новости по теме: Соседи

Новый министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас — о рецептах урегулирования "газового кризиса", отношениях Украины с Литвой и о планах США в восточноевропейском регионе. "Наша помощь Украине – от всего сердца, безусловная и безвозмездная", - заявил В.Ушацкас в интервью украинскому изданию.

-В 1990-х Россия отключала газ Литве. В вашей стране воспринимали такие действия "Газпрома" как политическое давление, направленное на содержание Литвы в русской сфере влияния. Можно ли рассматривать нынешний газовый конфликт между Киевом и Москвой как ситуацию, аналогичную той, в которой в свое время оказалась Литва?

-Коммерческий спор между Украиной и Россией имеет явный политический подтекст. Это – лишь маленькая часть большой проблемы, которая является очень важной для стран Балтии и в который раз подчеркивает важность общего внутреннего энергетического рынка ЕС и диверсификации источников энергоснабжения.

Решение энергетической изоляции Литвы и других Балтийских стран – это приоритет ЕС, за который следует взяться немедленно. В декабре прошлого года Европейский Совет решил, что необходимо выделить дополнительное финансирование ЕС для инфраструктурных проектов, которые являются важными для Балтийского региона. Например, для энергетического моста между Литвой и Швецией.

-Ввиду опыта Литвы, что бы вы посоветовали Украине для выхода из этого газового кризиса?

-Во многих случаях таких споров можно было бы избежать, если бы в секторе энергетики были установлены принципы прозрачного бизнеса, особенно между производителями источников энергии и странами, которые гарантируют транзит. Достичь этой цели помогло бы осуществление Энергетической хартии. Необходимо и в дальнейшем формировать внешнюю энергетическую политику Европы, внедрять проекты, которые будут обеспечивать Европу альтернативными ресурсами и возобновляемыми источниками энергии, а также создавать механизмы реагирования на кризисы энергетики.

-Ваш приход в МИД ассоциируют с "ветром перемен" в литовской внешней политике. Если это так, то как изменится политика Литвы относительно Брюсселя, Москвы и Киева?

-Вы правы. Новое, пятнадцатое правительство Литвы – это правительство перемен. В настоящий момент Литва, Украина и много другие европейские страны испытывают трудности. Это, в частности, касается экономической и финансовой ситуации в наших странах и во всем мире. Относительно внешней политики Литвы, то одним из ее преимуществ есть последовательность в наших внешнеполитических целях. И эту последовательность сполна оправдывает достижение цели, которая основывается на так называемых трех столбах: членстве в ЕС, членстве в НАТО и крепких связках из США, а также хороших отношениях с нашими соседями, в частности и с нашим наибольшим соседом – Россией.

Я попробую активизировать экономическую дипломатию. Моя цель, впрочем, как и цель министра экономики, – избегать дублирования, представляя экономические интересы Литвы за рубежом. Кроме того, мы стремимся, чтобы не государство, а бизнес, поддерживал мероприятия, связанные с представлением экономических интересов Литвы. Поэтому мы работаем над созданием двух уровней партнерства между государством и частным сектором. Первый будет заниматься поиском инвесторов для Литвы, цель второго – выход литовского бизнеса на новые рынки.

Что касается Украины, то мне приятно констатировать, что в этом году товарооборот между нашими странами увеличился на 50% в сравнении с предыдущим годом и превысил ?700 млн. Кроме того, только по первым десяти месяцам 2008 года литовский импорт в Украину увеличился на 73% в сравнении с 2007 годом. Поэтому я очень рад, что Литва и Украина являются не только стратегическими партнерами во внешней политике, но и поддерживают тесные взаимоотношения на межличностном уровне.

-Вас называют одним из тех министров иностранных дел в Европе, которые считают, что Россию не стоит раздражать. Однако в свое время вы отвечали за переговоры относительно вступления Литвы в ЕС и НАТО. Можете подсказать, как, двигаясь в европейском и евроатлантическом направлениях, избежать раздражения России. Возможно ли это вообще?

-Во-первых, любая попытка будет успешной, если ответственные за конкретное дело государственные деятели будут действовать как единственная команда. Это сработало в Литве, в Польше, сработает и в Украине. Лишь тогда, когда ваши лидеры объединятся вокруг главных внешнеполитических целей и первоочередное внимание будут уделяться получению поддержки населения и осуществлению необходимых реформ, страна добьется успеха.

Во-вторых, хотя мы и не так, как Украина, поддаемся влиянию со стороны России, однако знаем, что такое иметь конструктивный подход к нашему восточному соседу. Россия – важный партнер для ЕС и НАТО. Это тяжелый партнер. Это страна, которая проходит через процесс самоидентификации в контексте постимперской России. И руководство страны, и ее общество, по моему, в настоящий момент пребывают в процессе поиска своей геостратегической цели. На этот поиск, конечно же, пойдет некоторое время.

Следует развивать конструктивные прагматичные отношения, основанные на таких ценностях, как свобода, справедливость, верховенство права и демократия. Возможно, вы не почувствуете взаимность сразу. Однако я глубоко убежден в том, что у нас в России есть друзья, люди, которые разделяют наши взгляды. Впоследствии они станут сильнее, а их голоса будет лучше слышать в самой России. В то же время необходимо создавать благоприятную среду для понимания в Москве наших шагов, которые не направлены против России, как иногда там утверждают

-Соглашаетесь ли вы с мыслью о том, что очень доброжелательные отношения между Украиной и Литвой не имеют для Литвы надлежащих дивидендов: у литовского бизнеса в Украине есть определенные проблемы, также нельзя оправдать поддержку украинской власти, которая находится в почти перманентном кризисе?

-В этом году Литва отмечает свое тысячелетие. Взглянув на страницы истории, мы видим, что Украина и Литва были вместе на протяжении веков. Мы очень ценим эту историю, а также верим в нашу общую судьбу в объединенной Европе. Поэтому наша помощь Украине – от всего сердца, безусловная и безвозмездная. Мы твердо верим в то, что независимая, процветающая и стабильная Украина визави ЕС и НАТО, находящаяся, одновременно, в хороших отношениях с Россией, является национальным интересом Литвы и остального евроатлантичного сообщества.

Говоря это, мы понимаем политический контекст. Близкие взаимоотношения между нашими лидерами не ограничиваются переговорами и встречами. Нас, как клей, держат вместе и продвигают межличностные отношения между двумя народами. Поэтому для нас важно, чтобы в Украине не было коррупции, трудностей в бизнесе, чтобы она была дружественно настроена и открыта для инвестиций.

Это огромное домашнее задание для вас, и мы надеемся, что ваше членство во ВТО, переговоры с ЕС по поводу договора об ассоциации, а также договоры о зоне свободной торговли посодействуют этому. Впрочем, основная работа – за вами.

-В чем, по вашему мнению, была причина отказа в предоставлении ПДЧ Украине в декабре прошлого года? Можно ли было на саммите выторговать что-то большее?

-Хотел бы поздравить украинский народ и украинское руководство за успехи во внешней политике в 2008 году. В апреле прошлого года на Бухарестском саммите члены НАТО подтвердили то, что Украина и Грузия вступят в Альянс. Это огромный успех. Что касается Плана действий относительно членства у НАТО и Ежегодных национальных программ, то подготовка Литвы к присоединению в Альянс отличалась от подготовительного процесса Польши. В настоящий момент процесс подготовки Украины имеет отличия в сравнении с литовским. И это нормально.

Поэтому я бы не поднимал так много шумихи вокруг того, получили вы ПДЧ, или нет. Главное – Украина получила перспективу и признание как будущего члена НАТО. Своим друзьям в Украине хочу пожелать сосредоточиться на внутренних реформах и, повторяю, работать как единственная команда. Здесь особенно важной является политическая воля – придерживаться того курса, возможность которого в настоящий момент открыта для вашего государства.

Вам также необходимо осознать, что дорога к НАТО и ЕС не всегда будет одинаковой, но главное – не уклоняться в сторону из-за камней, которые попадаются на этом пути. Мы прошли этот путь от А к Я, это заняло 14 лет. Не всегда было легко.

-Кстати, являются ли Ежегодные национальные программы действенным механизмом интеграции в Альянс?

-Конечно. Это "дорожная карта" для страны-кандидата, как, например, Украины, которая стремится осуществления внутренних реформ, модернизации вооруженных сил и приближения, к НАТО. Поэтому я рекомендовал бы украинским лидерам очень серьезно воспринимать Ежегодные национальные программы.

-Будет ли настаивать Литва на апрельском саммите на возвращении ПДЧ и предоставлении его Украине?

Хороший вопрос. Сознаюсь: в настоящий момент в НАТО происходит неформальная дискуссия о том, нужен ли ПДЧ для получения членства в НАТО вообще. Также следует дождаться 20 января, когда к власти придет новая американская администрация: кто будет в команде Хиллари Клинтон, кто будет продвигать Европу на американской повестке дня. Думаю, нам будет полезно узнать их видение европейской повестки дня, в частности отношений Украины и НАТО.

Я убежден, что США будут последовательными в поддержке суверенитета, целостности и стремлений Украины, в НАТО, но Украине придется работать вместе с США и готовиться к Берлинскому саммиту НАТО в апреле.

-В ответ на развертывание ПВО в Чешской Республике и Польше Россия намеревается разместить ракетный комплекс "Искандер" в Калининградский области. Может ли и будет ли Литва этому как-то препятствовать?

-Из России к Калининграду можно добраться через Литву или Балтийское море. Литва разработала жесткие и четкие правила для военного транзита через свою территорию. Относительно возможной дислокации "Искандеров" в Калининграде, то нас объединяет заявление НАТО на последнем декабрьском саммите о том, чтобы Россия пересмотрела эту политику и нашла более конструктивный подход к своим соседям и другим странам. Мы не видим необходимости в этом и надеемся, что Россия изменит те планы, о которых заявляла.

Вы были послом Литвы в США во время президентства Джорджа Буша и хорошо знаете американскую специфику. Можете рассказать, что обещает Восточной Европе приход в Белый Дом администрации Барака Обамы?

С одной стороны, следует признать, что среди высших приоритетов американской повестки дня будут другие вопросы – Афганистан, Ирак, Иран и распространение ядерного оружия. Однако, зная тех, кто в команде Барака Обамы будет заниматься внешней политикой, могу сказать, что Украина у этих людей вызывает восхищение. Они были среди сторонников Помаранчевой революции и заинтересованные в том, чтобы Украина внедряла внутренние реформы, а новый президент США поддерживает стремления Украины. Поэтому, я считаю, что у вас много друзей в Капитолии.

Однако к моменту проявления новой американской политики относительно Европы минет некоторое время. В настоящий момент американцы пересматривают старую политику, поэтому общую архитектуру американской внешней политики относительно Европы можно будет увидеть в канун апрельского саммита НАТО.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Ru.delfi.lt

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.