Скандал с арестом российских судов на фоне переговоров о рыбных квотах

Российская сторона выясняет обстоятельства задержания двух российских рыболовецких судов - траулера «Капитан Горбачев» и рефрижератора «Дмитрий Покрамович».

Норвежская береговая охрана задержала в 12-мильной зоне архипелага Шпицберген (в районе острова Медвежий, который юридически причисляется к этому архипелагу) два российских рыболовецких судна - траулер «Капитан Горбачев» и рефрижератор «Дмитрий Покрамович».

К судам подошел корабль береговой охраны «Нордкап», высадивший на «Дмитрия Покрамовича» 11 военных и 2 инспекторов. На судне эти действия расценили как «захват». К месту событий Норвегия также направила дополнительные корабли береговой охраны. После проверки трюмов и судовых журналов норвежские инспектора объявили, что траулер и рефрижератор арестованы. Официальная причина задержания - перегрузка рыбы с «Капитана Горбачева» на «Дмитрия Покрамовича» без подачи официального уведомления. После наложения ареста российским кораблям было приказано следовать в порт Тромсе. Однако рыбаки сочли, что это требование является неправомерным, и встали на якорь, отказавшись подчиняться приказам инспекторов.

В ночь на вторник на российские суда приезжал вице-губернатор Шпицбергена, который предложил снять арест с кораблей, если судовладельцы дадут гарантии выплаты штрафа. Он ознакомился с документами и попросил капитанов их подписать, те отказались.

В связи с задержанием двух рыболовецких траулеров в МИД России в понедельник был приглашен Временный поверенный в делах Норвегии в России П.Г.Ларсен. У норвежской стороны были запрошены объяснения случившегося.

По информации Ларсена, задержание судов произошло в связи с нарушением ими правил рыболовства в этом районе. Российская сторона подчеркнула необходимость получения максимально подробной информации об обстоятельствах этого дела и недопущения норвежскими властями действий, чреватых негативными последствиями для взаимоотношений в сфере рыболовства. Возникающие ситуации, по мнению российского руководства, следовало бы разрешать конструктивно, используя существующие механизмы диалога, включая институт Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, заседание которой проходит сейчас в Калининграде.

Следует отметить, что задержание российских судов произошло в день проведения в Калининграде переговоров о рыбных квотах на 2006 год. Главной проблемой для России является то, что Норвегия самостоятельно, без консультаций с нашей страной устанавливает правила лова в акватории, прилегающей к Шпицбергену. Скандинавы упирают на то, что необходимо установить барьеры на пути незаконного промысла, чтобы устранить угрозу рыбным ресурсам. Кроме того, стороны пока не сходятся в оценке законности орудий лова и даже по-разному измеряют улов.
Источник: Агентство национальных новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.