Беда России - самопожирание элит

Кому на Руси жить хорошо и почему лично нам живётся плохо - на эти и другие вопросы "Н" отвечает человек, вырастивший в России и СНГ плеяду известных политиков

Мошникова всякий знает

Еще бы, он работает на выборах президентов, губернаторов, мэров, депутатов и глав практически во всех регионах России почти десять лет! Месяцами - в тесной связке с десятками региональных и муниципальных vip-персон. И не только в Приморье.

Досье "Н"
      Андрей Игоревич Мошников родился в 1962 году в Краснодаре. В 1985-м окончил МВТУ им. Баумана, в 1996-м - курсы политической рекламы в Гарварде (США). Работал инженером кафедры в "бауманке", в Московском фонде президентских программ, руководителем отдела телекомпании "ВИД". Консультировал избирательные штабы по выборам: президентов - Беларуси (Александр Лукашенко), Грузии (Эдуард Шеварднадзе), России (Борис Ельцин и Владимир Путин), Башкортостана (Муртаза Рахимов), Украины (Виктор Янукович), главы Республики Коми; депутатов - Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Приморского края, Государственной Думы РФ, Верховной Рады Украины; губернаторов - Приморья (Евгений Наздратенко), Московской области (Борис Громов), Красноярского края (Александр Хлопонин), Рязанской области; мэров - Самары, Москвы (Юрий Лужков), Находки (Виктор Гнездилов, 1996-й и 2000-й), Киева, Владивостока (Юрий Копылов), Мурманска; принимал участие в создании партии "Единая Украина". Женат, воспитывает двух дочерей. Хобби: рыбалка, водный туризм. Живет в городе Долгопрудном Московской области.

Недавно Андрей побывал в Приморье. С деловым, как водится, визитом. И ответил на наши вопросы. С неизменным ма-асковским выговором, но откровенно и с любовью к краю, которому отдал не один год жизни и успешного пиар-творчества.
Регионы нуждаются в смотрящих

- Приморье начинает и выигрывает. Ваш Сергей Дарькин стал первым в России губернатором, назначенным на свой пост лично президентом. Разумеется, политическое противоречие между всенародным избранием депутатов и мэров и назначением губернаторов есть. Однако для меня проблема сегодняшней вертикали власти не в этом. Я называю ее "самопожиранием элит". Суть в следующем: придя к власти, люди занимаются не строительством экономики или развитием общества, а борьбой с реальными или потенциальными противниками, их моральным и материальным уничтожением. Тут не до народа - энергия и огромные финансовые ресурсы уходят на стирание с лица земли оппонентов. Чаще всего оппозицию ломают, но при этом - под влиянием внешних или внутренних сил - гибнет и клан власти. Так случилось, например, в Нижнем Новгороде, Калининграде, на Алтае. И в Тверской губернии, где за воровство губернатора просто посадили на скамью подсудимых.

- Разве драчки правящих элит начинаются не в Кремле?

- Самопожирание - это кризис прежде всего современных региональных элит. Когда они приходят к власти, внутри региона отнюдь нет пустоты. Занимаясь решением своих проблем, власть, естественно, сталкивается в регионе с задачами, которые на этой же площадке решают крупные коммерческие элиты, экономические блоки. Дело не всегда заканчивается сотрудничеством. Чаще - соперничеством, дракой за лакомый кусок. Плюс к этому власть сталкивается с проблемами, которые на данной территории своими силами решает государство.

- Что решает наше государство? Где?

- Отвечаю лишь про те регионы, где работал в этом году. В Калининграде государство берет под свой контроль транспортные узлы, нефтепроводы, нефтеналивные станции. В Нижнем Новгороде пытается силами полпредства создать свободную экономическую зону, на региональном уровне ее просто-напросто некому передать в руки, кругом воры. На Алтае решался конфликт между законодательной властью и губернатором. В Тверской области искореняется тотальное воровство чиновников.

- В названных регионах у власти менеджеры из Москвы. Давайте накидаем во все регионы чужаков, и вперед, к победе развитого капиталистического общества...

- Извини, умных ма-асквичей на все территории не хватит. В Москве дикий кадровый голод. У нас много проблем вне страны, поэтому назначение губернаторов - это попытка улучшения управляемости внутри страны...

- А полпреды? Призыв Пуликовского посадить на Камчатку Вексельберга - это тоже выстраивание вертикали власти?

- Полпреды призваны не допускать самопожирания элит. Призыв Вексельберга - разве это не сигнал о полном отсутствии местной региональной элиты? Кстати, сейчас в Приморье меняется руководство практически всех силовых структур. Что это? Возможно, ваша элита уже не отдает себе отчет в своих действиях? Начинает себя пожирать? Поэтому нужны смотрящие, которые смогут подсказать Кремлю: пора менять не силовиков, а власть...

- Назначение глав регионов - это добро или зло по большому счету?

- Если смотреть с демократической точки зрения, то это зло. Проблема в том, что у правительства сейчас есть другой, и огромный, пласт задач. Государство пытается наполнить закрома родины. А на это время принято решение послать демократические институты побоку.
Наздратенко у руля - не боимся ничего

- Ты работал с первым приморским губернатором Наздратенко. Его правление было добром или злом?

- Грань между добром и злом очень уязвима. Тем более в политике. При Наздратенко начинались сильные социальные программы. Мы боролись за Туманган, была такая программа "Булки Наздратенко" - открывались местные хлебопекарни. Толстошеин за шиворот выбрасывал китайцев на тот берег Уссури. Мы организовывали митинги против Немцова и Чубайса, которые отключали нам электричество.

При этом в Приморье были крепкие борцы против Наздратенко, серьезные соперники: Черепков, мэр Уссурийска Ведерников, Кириличев из Находки. Я уже не говорю, как весь федеральный центр ополчился на Евгения Ивановича. Во главе страны тогда стояли гайдаровцы - те, кого сейчас близко не подпускают к политике...

- Ты работаешь в разных регионах. Во многих ли краевых и областных центрах России летом нет горячей воды?

- Вода есть везде. И горячая, и холодная. Даже в Сибири. А вот в Приморье с 1996 года кардинально ничего не изменилось. И какой контраст - я недавно впервые побывал в Хабаровске. Это город-сад! Не шучу: я работал в роскошно-юбилейном Калининграде в дни его 750-летия. Фонтаны, подсветка, сады, уровень урбанизации и культуры Хабаровска не хуже. Там, наконец, всегда есть горячая и холодная вода, для всех есть работа, перспективы профессионального роста. Кстати, еще раз о воде. В Калининграде вода не просто есть - там мэр и губернатор стараются приблизить ее уже к европейским стандартам качества.
Куда податься разочарованным умникам?

- Каким ты видишь участие политических партий в предстоящих выборах Законодательного Собрания Приморского края?

- Во всей стране падает авторитет "Единой России". С 37-40% до 23-24%. При этом рейтинг Путина остается стабильно высоким - порядка 54-57%. Путин продолжает тянуть из болота региональные элиты. Хотя теперь они пожирают себя не только в рамках исполнительной власти. Жор напал и на партию власти, хотя региональные отделения "ЕР" были созданы, чтобы помогать президенту. А они занялись самопожиранием.

Что получается в итоге: элиты воюют, а народ от власти вообще оторван! Поэтому народу безразлично, что делает власть, что делает "ЕР". Что делает Путин - еще интересно, а все остальное - нет. И это страшно, потому что вакуума в политике быть не может. Например, в Калининграде на фоне властной драчки сильны сепаратистские настроения среди населения, на Камчатке - открытый, до бунта, негатив к власти как таковой. И везде - протест. Пока протест - это ЛДПР. Но сегодня и Жириновский не тот, и партия его уже другая. Это партия денег, отношений, бизнеса, это мощная коммерциализованная машина... В Приморье много коммерсантов - шансы у ЛДПР есть. Нет шансов у коммунистов, хотя все коммунисты Госдумы именно отсюда. Там, где экономика более-менее продвинута, их нет. На их место приходит "Родина". У нее большие проблемы, но она приходит.

- С чего начинается "Родина"? На какой электорат ориентирована, какова ее основная идея?

- Идея здравого патриотизма на грани нацбола. Это первое. Второе: у них нет твердолобых коммунистических убеждений. Это по сути коммунисты новой формации, и их идеи привлекательны для мыслящих пролетариев. Именно в "Родину" идет серьезный отток из "ЕР". Причем это люди, которые стояли у истоков создания "Единой России". Самое страшное для Грызлова - потерять именно их. Потому что среди рядовых "единороссов" в геометрической прогрессии начнет расти разочарование не только в партии, но и в государстве, в будущем страны.

- И кто примет разочарованных умников?

- Определенную активность на этом фронте проявляют "Партия жизни" и ее руководитель Сергей Миронов, председатель Совета Федерации. Они ведут серьезную программную деятельность в области здравоохранения и образования, активно выступают против перегибов монетизации.

Что касается одномандатников, их значение падает: один голос теряется в хоре "штурмовой" партбригады. Я уверен, одномандатники, которые пойдут на выборы в Законодательное Собрание Приморского края, будут так или иначе связаны с партиями, будут иметь от них административную и финансовую поддержку и уже не будут одномандатниками. Героев нет - их топит бушующее партстроительство.

- Виноваты ли политтехнологи в том негативе, который приносит людям неправильный выбор?

- Разумеется. Это означает, что, работая с кандидатом, политконсультанты не сумели выправить его сознание, не сумели вложить в его разум, в его программу основные ценности - то есть не сумели "зомбировать" кандидата на добро. Лично у меня создалось впечатление, что в последнее время на скандальных выборах разного уровня в Приморье работали какие-то черные политтехнологи - и только ради личных выгод. Поэтому они привели к власти по большей части негатив. Который еще аукнется, причем уже в ближайшие месяцы, новыми скандалами, мерзнущими городами и громкими отставками.

- Насколько значимы политтехнологии во время выборов?

- Не стопроцентно. Даже громкое имя пиар-агентства не означает победы кандидата. Возьмем, к примеру, Черепкова. Пока его можно обойти, только сняв с гонки. Вспоминаю последние выборы депутатов Госдумы. Павел Пацвальд, казалось, заклеил и озвучил своим именем все пространство Владивостока и Артема, а известное пиар-агентство привлекло для его победы даже адмресурс. Но приехал Черепков, дал несколько интервью - и кто теперь в Госдуме?..

Хотя есть примеры другого рода. Скажем, прошлогодние выборы мэра Находки. Штурмующая, атакующая, сметающая все возражения кампания Колядина буквально внесла его в местный "серый дом". Сейчас, спустя год, в городе тотальный кризис - системный, административный, топливный, финансовый, коммунальный... Кто виноват? Не в последнюю очередь его политтехнологи...

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Ежедневные новости

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.