"Политика - дело не силовое"

Губернатор Калининградской области Георгий Боос уверен, что инициатива президента наделить региональные парламенты правом выдвижения кандидатур губернаторов послужит укреплению политической стабильности в стране. Об этом, а также о результатах первого месяца пребывания на губернаторском посту Георгий Боос рассказал обозревателю "Газеты" Ольге Редичкиной.

- Завтра Госдума рассмотрит законопроект, дающий региональным парламентам право наряду с полпредами вносить кандидатуру губернатора. Будет ли работать этот механизм?

- Уверен, что да. Он нужен, чтобы партия, победившая на выборах, могла подать наверх сигнал о своих настроениях. Если победит оппозиционная партия, она внесет кандидатуру по своему усмотрению, не считаясь с «партией власти». Президент может выбрать и другую кандидатуру, из числа тех, что внес полпред. Тогда возникнут проблемы с утверждением в заксобрании. Поэтому президент прежде проведет консультации, чтобы выработать согласованные решения. Политика - дело не силовое.

- Большинство старых губернаторов за год были президентом переназначены. Новых губернаторов - единицы. Их успех должен стать визитной карточкой нового порядка назначения губернаторов. Как президент сформулировал задачу перед вашим отъездом в Калининград?

- Задача простая: уровень жизни и социально-экономического развития в области должен быть адекватен таковым в сопредельных странах и сравним со среднеевропейским.

- Чтобы у калининградцев не появилось желание отделиться от России?..

- Калининград - это часть России, там живут российские граждане. Кто-то пытается шантажировать федеральную власть разговорами, дескать, если мы нужны России, то пусть Россия за это платит. Есть такие горячие головы, но их единицы и влияния на настроения калининградцев они не имеют.

- Так получилось, что через месяц после инаугурации президент вновь пригласил вас к себе. О чем вы говорили?

- Рассказал о своих первых впечатлениях, о первых шагах по реализации идеи президента. Он, напомню, предложил Калининград в качестве пилотного проекта по взаимодействию с Евросоюзом. Этот регион должен стать плацдармом для атаки на европейские рынки. Мы обязаны использовать конкурентные преимущества России – дешевые энергоресурсы и сырье. А культуре ведения бизнеса научат наши партнеры. Особое внимание будет уделено транспортной инфраструктуре - она должна быть совершенной и функционировать в идеальном виде, если мы хотим достичь экономической интеграции с Европой.

- Интеграция с Европой – это прекрасно. Как при этом не потерять связи с Россией?

- Меня как губернатора сильно беспокоит, что 60% молодежи не было ни разу в других регионах России, а в европейские страны ездит постоянно. По поручению президента правительство Калининградской области разработало программу под условным названием «Мы – россияне». Я ее представил президенту при встрече. Программа предусматривает углубленное изучение калининградскими школьниками и студентами российской истории и культуры, причем с конкретной привязкой к историческим местам. Это будет двухгодичный цикл: сначала глубокое ознакомление, викторины, конкурсы, сочинения. Потом, на завершающем этапе, посещение исторических мест. Сразу оговорюсь: это не туризм, а изучение родины, формирование культурных связей с ней.

- Президент одобрил программу?

- Да. 287 миллионов на один двухгодичный цикл должен выделить Центр, а мы, не дожидаясь федеральных денег, уже заложили в бюджет следующего года 30 миллионов рублей. В январе первые группы школьников поедут в Москву и Санкт-Петербург, разговор об этом с Лужковым и Матвиенко уже состоялся. В будущем школьники из обоих городов будут приезжать к нам, чтобы у них сформировалось понятие о Калининграде как о неотъемлемой части России.

- Вы рассказали президенту о самых ярких впечатлениях первого месяца на губернаторском посту?

- Конечно. Но комментировать этот вопрос я не хотел бы.

- Наверное, о коррупции говорили?

- Конечно. Коррупцию и воровство буду выжигать каленым железом.

- В самом начале работы вы провели кадровую перетряску в администрации области. Эту меру можно назвать антикоррупционной?

- Перетряски никакой не было. Просто я собрал людей и объявил, что в таком количестве чиновников правительство не нуждается. Останется половина, причем лучшая. Высвободившиеся деньги пойдут на увеличение зарплаты для тех, кто остался. Чтобы привлечь специалистов хорошего уровня, нужны зарплаты, сравнимые с рыночными.

- Как отбирали лучшую половину - по конкурсу?

- И по конкурсу тоже. Я назначил членов правительства, а они дальше формируют штаты. Для меня важны абсолютная чистоплотность и абсолютный профессионализм.

Кроме оптимизации кадрового состава я сделал ряд системных вещей, которые резко сократили возможность махинаций с бюджетными деньгами. Министерства теперь не расходуют деньги, а только разрабатывают проекты и программы. Они передаются в конкурсное агентство, которое проводит конкурсные процедуры. Причем критерий один – стоимость проекта. Я пригласил фонд "Индем" во главе с Сатаровым в качестве наблюдателей за конкурсными процедурами. Конечно, и в таких условиях сговор возможен, но лазеек для него гораздо меньше.

- Когда ожидаете первых результатов от своих мер?

- Серьезные результаты появятся в следующем году. Но первые ласточки уже есть: наполняемость бюджета увеличилась за счет налоговых поступлений. Мы вносим поправки в бюджет этого года, в расходную часть. Доходы выросли в основном за счет легализации зарплат и, как следствие, выплат подоходного налога.

- На работодателей убеждением действовали?

- Всемиспособами, в том числе и словами. Бизнесу дали внятные сигналы, что тот, кто будет платить серую зарплату, в ходе налоговых проверок получит неприятности. И тогда пусть в администрацию не приходят, никто им помогать не будет. Более того, дорога в органы власти - как региональные, так и муниципальные - для них будет навсегда закрыта. Мы будем сотрудничать только с теми, кто честно исполняет законы.

- Вы затронули сферу интересов бизнеса, отменили льготы и выплаты для отставных чиновников. За такое десять лет назад вызывали машины и расстреливали. Говорят, в Калининграде конфликты до сих пор решаются подобным образом?

- Если кто-то решится на подобное, ответ будет адекватный.

- Уезжая в Калининград, вы говорили о криминализации экономики как об одной из самых тяжелых проблем, которые стоят перед новым руководством. Есть ли у вас претензии к силовым ведомствам?

- Пока не знаю - слишком мало времени было, чтобы разобраться. Пусть люди работают, посмотрим на результаты.

- Как вас встретила местная элита - настороженно?

- Достаточно настороженно. А со стороны прежней администрации был откровенный саботаж. Так работу затягивали, что мы не смогли подать ни одной поправки в бюджет следующего год.

- Шестого ноября в Калининграде на центральной площади прошли митинги. Один - официальный, посвященный Дню народного единства, на который пришли областные и городские власти во главе с вами и мэром Савенко. Другой – против повышения тарифов на ЖКХ и политики новых властей. Очевидцы утверждают, что первое мероприятие было многочисленнее, а местные СМИ – что участников было поровну. Где правда?

- Я из окна кабинета считал участников протестного мероприятия - человек 200 всего пришло. Так что 3 тысячи – на совести журналистов. Видимо, кому-то надо, чтобы сложилось впечатление, что новую власть не принимают.

- Так альтернативные митинги не следствие партийной борьбы?

- Нет, конечно. Обиженных немало – например, чиновники, отстраненные от патронирования бизнеса. Партийную борьбу мы увидим на выборах в заксобрание. Самой крупной и сильной партией, конечно, является «Единая Россия». Хорошие позиции у ЛДПР, но у нее появился конкурент – «Родина». Правда, харизмой с Жириновским Рогозину не сравниться. Достаточно сильны у нас правые. Многопартийность налицо.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Газета.Gzt.Ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.