Имитация борьбы: как власти области исполняют антикоррупционный указ Путина

Все новости по теме: Коррупция

Правительство Калининградской области разработало проект положения, направленного на реализацию указа Путин «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». Антикоррупционный эксперт полагает, что за этот проект правительству стоит поставить «двойку».

Девять избранных

Президент Путин подписал указ, направленный на совершенствование борьбы с коррупцией, в июле 2015 года. Главам субъектов РФ в течение трёх месяцев предписывалось «образовать комиссии по координации работы по противодействию коррупции», а также издать нормативные акты, касающиеся соблюдения требований к служебному поведению лиц, замещающих госдолжности, и урегулирования конфликта интересов. Трехмесячный срок истек 15 октября. Проекты соответствующих документов, направленных на реализацию путинского указа, были опубликованы на сайте правительства Калининградской области в конце прошлой недели.

Проектом документа в Калининградской области предлагается создать комиссию по координации работы по противодействию коррупции, которая будет являться постоянно действующим координационным органом при губернаторе региона. В состав комиссии предлагается включить всего 9 человек, большинство из которых — чиновники областного правительства.

Состав комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Калининградской области:

Николай Цуканов — губернатор Калининградской области, председатель комиссии

Александр Егорычев — и.о главы аппарата правительства области, заместитель председателя комиссии

Игорь Зайцев — начальник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства области, секретарь комиссии

Дмитрий Киселев — начальник регионального управления Министерства юстиции РФ

Андрей Клемешев — ректор БФУ им. И. Канта

Евгений Зиничев — начальник УФСБ

Тамара Кузяева — председатель Общественной палаты Калининградской области

Светлана Нестерова — начальник управления государственной службы и кадровой работы правительства области

Юрий Сафонов — начальник правового управления правительства области.

Комиссия призвана рассматривать нарушения антикоррупционного законодательства, в том числе ситуации с урегулированием конфликта интересов чиновников. Предполагается, что её заседания будут проводиться раз в квартал. Правда, в случае необходимости могут проводиться и внеочередные заседания. «Заседания комиссии проводятся открыто (разрешается присутствие лиц, не являющихся членами комиссии), — говорится в проекте. — В целях обеспечения конфиденциальности при рассмотрении соответствующих вопросов <…> может быть принято решение о проведении закрытого заседания комиссии».

Политолог Владимир Абрамов полагает, что такими способами коррупцию в России никогда не победить. «Судя по тому, как у нас то у одного губернатора миллиард евро найдут, то у другого что-то подобное, есть некие сомнения. И больше всего мне эта борьба с коррупцией в общефедеральном тренде напоминает бесконечные пленумы ЦК КПСС, которые раз в полгода объясняли, что надо кормить коров сеном и вообще подобные общеполагающие вещи. Потом об этом забывали до следующего исторического пленума», — отметил политолог.

«Это некое толчение воды в ступе. Так, как мы боремся, коррупцию никогда не победить. Это совершенно очевидно, потому что мы с ней и боремся уже который год, а воз и ныне там», — полагает Владимир Абрамов.

Абрамов напомнил, что борьба с коррупцией предполагает снижение участия государства в экономике, развитие конкуренции, независимость судов и прокуратуры. «Это азы. Если посмотреть окружающую нас действительность, то можно или смеяться, или плакать, потому что мы ко всем этим базовым моментам определенное имеем отношение в нынешнем своем состоянии», — заключил Владимир Абрамов.

Политолог, депутат областной Думы Соломон Гинзбург считает очередной виток антикоррупционной деятельности властей «борьбой понарошку и имитацией». «В цивилизованных демократических обществах самым сильным является не скальпель, а свет — именно он позволяет ликвидировать эту плесень, потому что чем больше гласности, тем меньше шансов на мзодимство, продажность, подкупность, — отметил депутат. — А раз там есть такого рода положения, позволяющие закрывать заседания от общественности, уверяю вас, эта комиссия умрет. Тем более что в ней есть сверхлояльная по отношению к губернатору Цуканову глава общественной палаты Тамара Кузяева… Думаю, это будет очередное движение, связанное с пусканием пыли в глаза».

_MG_4750.jpg

Соломон Гинзбург напомнил ситуацию с выдвижением кандидатом в сенаторы члена общественной палаты Геннадия Кретова. «Герой России, уважаемый человек, но его как выдвинули кандидатом в Совет Федерации, там и задвинули, наплевав даже на его статус Героя России. То же самое будет и с данной комиссией, — полагает депутат. — Поэтому я не очень верю в объективность ее деятельности, несмотря на такой её презентабельный состав, если есть положения, что на усмотрение членов комиссии она будет закрываться. Я бы в такой комиссии не стал работать. А если бы стал, то настоял бы на том, чтобы абсолютно все факты предавались гласности».

Без общественности

Глава калининградского офиса антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов проанализировал проект документа и сделал вывод, что разработчикам положения о новой комиссии стоит поставить неудовлетворительную оценку.

«Суть комиссии и ее ключевая идея — создание вертикали власти в направлении борьбы с коррупцией. У нас создана вертикаль в сфере внутренней политики, финансовая вертикаль. А вот в сфере коррупции у нас не было такой вертикали — региональные власти были отдельно, а федеральные — отдельно. Теперь закрепили на региональном уровне координацию деятельности, создание отдельного специального единообразного органа на уровне субъекта федерации и его взаимосвязь с администрацией президента и её управлением по противодействию коррупции», — пояснил Шуманов.

Ранее обязанности начальника отдела по профилактике коррупции исполнял Сергей Криворотов. В сентябре 2014 года центр «Трансперенси Интернешнл — Россия» заявил в прокуратуру о коррупционных действиях Криворотова. В октябре 2014 года последний покинул свой пост. Губернатор Цуканов тогда отказался комментировать этот факт.

По его словам, анализ двух документов — федерального и разработанного на его базе регионального — выявил весьма любопытные нюансы. В частности, региональные власти ранее ввели специальный орган, который будет отвечать за профилактику коррупционных и иных правонарушений в субъекте РФ. Это отдел по профилактике коррупционных и иных нарушений правительства области, который возглавляет Игорь Зайцев. В соответствии с пунктом 10 проекта положения о создании такого органа, этот отдел осуществляет контроль за расходами государственных и муниципальных чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей.

Игорь Зайцев был назначен начальником отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства в феврале 2015 года. Ранее он работал в прокуратуре, исполнял обязанности Северо-Западного транспортного прокурора.

«То есть они элементарно лезут в компетенцию органов местного самоуправления. Настолько лезут, что, как мне кажется, здесь есть признаки статьи 288 УК РФ „Присвоение полномочий должностного лица“, когда государственные служащие присваивают себе полномочия муниципальных служащих, — полагает Илья Шуманов. — Поскольку ФЗ-131 и Конституция РФ у нас четко разделяют муниципальную и государственную власти. Тут же получается, что правительственный отдел узурпирует эти полномочия, вмешиваясь в деятельность органов местного самоуправления».

Илья Шуманов также обратил внимание на то, что в федеральном указе президента прописывается, что в состав комиссии должны входить руководители региональных управлений федеральных органов власти, полномочный представитель президента в округе, руководители общественной палаты, научных и иных учреждений, а также общественных организаций, целями и задачами которых является противодействие коррупции.

_NVV5612.jpg

«Понятно, что в нашу комиссию включили федералов, добавили Клемешева и главу общественной палаты Тамару Кузяеву. А общественной организации вообще ни одной не записано, несмотря на то, что у нас такие организации, которые занимаются противодействием коррупции, в регионе есть, — отметил глава калининградского офиса „ТИР“. — Кстати, в указе президента четко сказано, что эта координационная комиссия должна стимулировать общественный контроль. И наш губернатор Николай Цуканов говорил еще в 2013 году, что борьба с коррупцией должна иметь открытый характер. Но на деле мы видим все совсем иное».

Самым громким скандалом, связанным с конфликтом интересов, стало увольнение вице-премьера Евгения Морозова из-за его связей со строительным бизнесом. Морозов ушел из правительства только после решения суда по иску областной прокуратуры.

И ещё один интересный момент, на который обращает внимание антикоррупционный эксперт, это отдельное положение о рассмотрении вопросов, касающихся лиц, замещающих госдолжности — министров и вице-премьеров регионального правительства. По словам Шуманова, такого положения нет в типовом федеральном указе. «Я так понимаю, что это калининградское ноу-хау — как комиссия должна реагировать на те или иные нарушения антикоррупционного законодательства со стороны вице-премьеров, министров и т. п., — сказал он. — Отмечу, что в российском законодательстве есть два варианта ответственности за нарушение законодательства — уволить (если есть нарушения) или не уволить (если нарушений нет). Наше же правительство предлагает гораздо более широкий выбор вариантов, но конкретного указания на увольнение там нет». К примеру, если чиновник не предоставил сведения о доходах по неуважительным причинам, к нему предлагается «принять конкретную меру ответственности». Но какую именно — не сказано.

«Это может быть замечание, порицание и прочее, но не увольнение. И таких вещей в положении очень много. Оно потенциально коррупциогенно — в нем наплодили столько техник ухода от ответственности, которые позволяют заволокитить любое дело о нарушении антикоррупционного законодательства, поскольку четких критериев привлечения к ответственности в нём просто нет. Очень сырой документ. Учитывая, что на федеральному уровне есть образец документа, который надо принять на региональном уровне, региональным разработчикам этого указа губернатора надо поставить „двойку“. Очередную „двойку“», — отметил Шуманов.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.