Альгирдас Кумжа: заявки на строительство АЭС в Литве Украина не подавала

Все новости по теме: Соседи
Посол Литвы в Украине Альгирдас Кумжа в интервью DELFI.ua рассказал о возможном Участии Украины в строительстве новой АЭС в Литве, о возможных поставках электроэнергии из Украины. А так же о том, почему нефтепровод Одесса-Броды до сих пор не работает в европейском направлении.

В конце прошлого года в Литве состоялась встреча между Виктором Ющенко и Валдасом Адамкусом. В частности, стороны говорили о возможном участии Украины в строительстве новой АЭС. Насколько велика вероятность того, что Украина будет принимать участие в этом строительстве?

Во-первых, еще нет окончательного решения относительно строительства новой электростанции. В конце этого года мы закрываем последний блок Игналинской АЭС. Кстати, до последнего момента наши дипломаты вели диалог с Евросоюзом с просьбой продлить на некоторое время эксплуатацию этого энергоблока. Однако, по всей видимости, придется выполнить наше обещание при вступлении в ЕС, и до конца этого года закрыть атомный энергоблок. В это же время проходят переговоры с нашими соседями: латышами, эстонцами, поляками о строительстве новой электростанции.

Решается, в какие сроки, какой мощности она будет, и какими пакетами акций будут владеть участники проекта. А когда уже будет принято решение о строительстве, мы объявим открытые прозрачные конкурсы на выполнение работ. Об этом, в частности, и шла речь с Президентом Украины Виктором Ющенко. Со своей стороны, глава Украинского государства напомнил об огромных возможностях Украины. Президент нам объяснил, что Украина в этой области может поставить все, кроме самой оболочки реактора.

Неоднократно говорилось, что Украина также не против принять участие в строительстве...

Не как акционер проекта, а как подрядчик, как исполнитель определенных работ.

Была озвучена информация, что украинские компании "Атомсервис" и "Атомэнергоремонт" направили литовской стороне официальные заявки об участии в конкурсе на строительство новой АЭС. Когда состоится конкурс, и когда может начаться строительство?

Речи о заявках пока быть не может, потому что нет решения о строительстве. До подобного решения еще нужно пройти достаточно длинный путь.

А можно ли говорить хотя бы о сроках проведения конкурса?

Пока рано. Ведь в самой Литве еще не принято решение о строительстве. Более того, одна Литва строить не будет. Речь идет об участии Латвии, Эстонии и Польши. Это совместный проект. Мы думаем, что нас должна поддержать Еврокомиссия, в том числе и в финансовом отношении.

Эксперты говорят, что строительство новой АЭС может начаться не ранее 2018 — 2020 годов. За счет какой электроэнергии будет жить страна до этого времени?

Если начать строить новый энергоблок сегодня, завершение возможно в 2016 году. Но сегодня не начнем, сегодня идет процесс переговоров. За счет чего восполнится недостаток в электроэнергии? У нас есть Электренайская электростанция, которая способна на 90 процентов обеспечить потребности страны. А оставшиеся 10 процентов в ближайшие два года создадут нам определенные проблемы. Но мы будем более рачительные, будем использовать альтернативные энергоисточники – ветер, солнце, геотермическую энергию.

Между прочим, сегодня в Литве никто не удивится, увидев дом, отапливаемый энергией Земли. Одновременно, мы будем делать все, чтоб соединить нашу энергетику с европейской. Для этого будут созданы энергомосты в Швецию и Польшу. Конечно, в 2010 году наша энергетика резко изменится. Например, сегодня в энергетическом балансе потребление газа составляет около 30 %, а после закрытия АЭС увеличится до 50%. Определенно могу сказать, что Литва без электроэнергии не останется.

Литва на 70% зависит от атомной электроэнергетики. Может ли Украина в полном объеме компенсировать Литве нехватку электроэнергии, если речь будет идти о ее покупке в Украине?

"Зависит" не совсем точное слово, потому что немалую часть электроэнергии Литва сегодня продает. А после закрытия Игналинской АЭС покупка электроэнергии из Украины - это также один из вариантов. Рассматриваем возможность купить недостаток электроэнергии и в России.

То есть вариант покупки электроэнергии в Украине не приоритетный?

Это один из вариантов, и он серьезно прорабатывается нашими энергетиками. Но я бы не сказал, что этот вариант единственный, единственная надежда. Ситуация, которая сложилась - огромное испытание для Литвы. И для правительства, и для частных компаний. У нас энергетический сектор преимущественно приватизирован. Многое делается сегодня без участия правительства. К примеру, в газовой сфере. Поставкой газа у нас занимаются частные компании "Газпром" и "Летувос дуйос". Например, в переговорах о цене правительство не принимает участия. Так же и в электроэнергетике – там важнейшую роль имеют частные игроки.

Президенты Литвы и Украины заявили об углублении энергетического сотрудничества. Если неизвестно, когда будет конкурс о строительстве новой АЭС, да и вообще, будет ли это строительство, в чем тогда выражается "углубление сотрудничества"?

На уровне президентов принимаются стратегические решения. Наши президенты подписали декларацию о том, что Литва и Украина - стратегические партнеры, и это открывает перед нами огромные возможности сотрудничтсетва. После встреч президентов на арену выходят наши правительства, частные компании, которые займутся конкретными проектами. Я говорю об электроэнергетике, о строительстве нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк и др.

Как Вы думаете, почему до сих пор не удалось запустить газопровод Одесса-Броды в европейском направлении, что этому мешает?

В 2007 году в Вильнюсе был подписан протокол о создании компании "Сарматия", которая должна была изучить возможности этого проекта, и провести экспертизу экономической целесообразности этого проекта. Первые результаты экспертизы компании уже известны. Они положительны. Литва, конечно, заинтересована в строительстве этого нефтепровода. Мы рассчитываем на удобный путь нефти от Польши до нашего нефтетерминала Бутинге и далее на нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяй. Если трубу можно было бы сплести из политических деклараций, то она давно бы уже существовала.

Для реализации проектов такого масштаба нужно время и усилия многих стран. Здесь нужен локомотив, который бы тянул огромный проект. На сегодняшний день таким локомотивом могут быть Украина и Польша. Вообще, сегодня стало модным критиковать этот проект. Слышал голоса, что он никогда не будет осуществлен. Но мода приходит и уходит, а правительствам на фоне жесточайшего кризиса приходится думать о решительных действиях. Кризис заставит нас более решительно подойти к этому проекту.
Источник: Delfi

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.