НАТО вызывать в случае войны

Все новости по теме: Соседи
После случившейся 15 сентября катастрофы российского истребителя Су-27 уровень доверия к НАТО в Литве упал настолько, что 61,3% литовцев, согласно последним опросам, полагают, что для альянса «хорошие отношения с Россией» важнее «безопасности Литвы». Тем временем военное руководство Литвы в спешном порядке озаботилось самостоятельной охраной воздушного пространства страны, для чего потребовало от Сейма денег на покупку дорогого радара. А собравшиеся в эстонском городе Пярну министры обороны трех прибалтийских государств подписали соглашение о создании единого Центра командования и донесений, который должен повысить эффективность работы систем ПВО стран Балтии.

Позицию НАТО по отношению к Литве после инцидента с российским самолетом многие граждане этой страны считают «предательской». Почему? Первая причина состоит в том, что, по мнению литовцев, НАТО применяет двойные стандарты, охраняя одних своих членов «по-настоящему», а других — «для галочки». Во-вторых, как полагает большинство литовцев, в возникшей перепалке Литвы с Россией НАТО со всей очевидностью продемонстрировало, что оно... на стороне России. Литовцы почему-то были уверены, что руководство альянса хоть как-то поддержит Литву в ее обиженной позе «пострадавшей стороны» — хотя бы выразив России свое недовольство. Однако руководство НАТО, сохранив ледяное молчание, продемонстрировало, что стратегическое партнерство с Россией для него важнее, чем амбиции маленькой Литвы.

Такой взгляд на вчера еще идеализируемый Североатлантический альянс, сегодня разделяется многими простыми гражданами, а также политиками. Обратимся к упомянутому выше опросу (его по заказу DELFI провела компания Spinter tyrimai). Согласно полученным данным, лишь 28,5% литовцев полагает, что безопасность Литвы для НАТО важнее отношений с Россией. А 73,5% респондентов считает, что альянс должен выносить «более строгую оценку» по поводу «действий России в воздушном пространстве Литвы». Против такого пожелания выступило лишь 21,3% опрошенных.

Разумеется, политики не могут не замечать настроений избирателей. По мнению депутата Сейма (фракция Либерально-центристкого союза) Витаутаса Чепаса, дежурящие в Литве истребители НАТО должны были бы сопровождать каждый полет российских военных самолетов вдоль границ балтийских государств. На деле же оказалось, что натовцы сопровождают российские самолеты вдоль границ Финляндии и Дании, а когда россияне летят вдоль границ стран Балтии — натовские летчики отдыхают.
По словам Чепаса, «стандарты должны быть одинаковы». «На заседании комитета по национальной безопасности и обороне мы приняли резолюцию, в которой требуем, чтобы контроль был постоянным, чтобы все самолеты, которые пролетают вдоль территории стран Балтии, были сопровождаемы», — говорит парламентарий.

Депутат Сейма Альгимантас Матулявичюс, в свою очередь, призывает на НАТО надеяться, но и самим заботиться об охране границ. Мол, НАТО будет защищать нас в случае войны, а в других случаях страны Балтии не имеют права жаловаться на альянс. «Это не тот случай. Понятно, если Россия напала бы, НАТО нас защищало бы. Такая у нас договоренность». И в то же время политик указывает на исторические примеры другого рода: «Правда, в истории бывало, что партнеры забывали данные нам обязательства».

Известный политический обозреватель Аудрюс Бачюлис полагает, что Литве нужно наконец стать «взрослой» и перестать считать дело охраны своей территории только задачей НАТО. И первый вопрос, на который она должна ответить: способна ли страна сама себя защитить?

Как считает бывший командующий Вооруженными силами Литвы, бывший американский офицер Йонас Кронкайтис, для защиты своих рубежей Литве нужно иметь от 8 до 12-ти бригад, что составляет 40-60 тысяч личного состава. А поскольку такая армия не соответствует экономическим возможностям страны, то было решено сформировать три бригады. С другой стороны, делается это в угоду указаниям альянса, поскольку НАТО потребовало от Литвы делать ставку на небольшие, но мобильные, хорошо оснащенные и подготовленные военные подразделения «быстрого реагирования».
Но тогда вся надежда Литвы в случае агрессии — на экстренную помощь других стран НАТО, поскольку собственные войска явно не способны удержать натиск гипотетического противника. А с этой помощью, как видно после случая с российским истребителем, для литовцев уже далеко не всё ясно...

Тем не менее, военное руководство Литвы постаралось использовать инцидент с самолетом для повышения ассигнований бюджета на свои нужды. Тем более, что эти ассигнования не соответствовали требованиям, предъявляемым альянсом. Вместо требуемых 2% ВВП до 2000 года на оборону выделялось 1,64%, а за последние четыре года финансирование непосредственно вооруженных сил уменьшилось даже до 1,27%. Литва не раз критиковалась руководством НАТО за то, что часть выделяемых якобы на оборону средств она отдает на программы, не связанные непосредственно с вооруженными силами.

Кроме того, министр обороны Литвы Гядиминас Киркилас потребовал найти в бюджете деньги на закупку мощного радара, который стоит десятки миллионов долларов... По словам одного из лидеров литовских правых, депутата Сейма Расы Юкнявичене, представители НАТО прямо предупредили, что «если мы не будем выделять достаточно средств на оборону, мы не будем надежными партнерами. Теперь мы в этом убедились сами — система радаров устарела, другая техника тоже».

Похоже, что и две другие прибалтийские республики приходят к тем же выводам. Буквально по следам инцидента с Су-27 военные министры трех стран заявили о создании Центра командования и донесений вблизи литовского города Кармелава. Как известно, сегодня там находится региональный центр координации и наблюдения за воздушным пространством. В результате перевода центра в другой режим будут ускорены анализ поступающей информации и принятия решения. И прежде всего имеется в виду оперативность взлетов находящихся на аэродроме в Зокняй под литовским городом Шяуляй истребителей НАТО.

Здесь уместно привести высказывание главкома ВВС России по поводу состояния «натовского» зонтика над Прибалтикой Владимира Михайлова, заявившего следующее: «Вы представляете себе такую ситуацию — мы и не планировали производить разведку сил и средств ПВО Литвы, но она оказалась просто негодной... Хотя отмечу, что в тот день дежурили хваленые немецкие, натовские летчики. Пиво они, что ли, пили?».

Несшие тогда службу в Зокняй немецкие летчики оправдывались, что они поднялись в воздух за положенное время — дескать, время достаточное. Однако в таком случае непонятно, почему впоследствии время реагирования на нарушителя границ было пересмотрено в сторону резкого уменьшения. Приступившие с 1 октября к выполнению миссии в Литве летчики ВВС США поднимаются в воздух уже меньше чем за 6 минут. Воздушное пространство стран Балтии в настоявшее время охраняют около 100 военнослужащих и 5 американских истребителей.

Итак, сегодня в среде литовского руководства всё более популярной становится мысль, что на помощь НАТО можно надеяться разве что «в случае войны», а в мирное время нужно самим заботиться об охране своей территории, моря и неба. По мнению Расы Юкнявичене, после приглашения в НАТО все в Литве пережили эйфорию, все поверили в «зонтик НАТО». Однако никто не подумал о том, что «нас никто не освободил от третьей статьи договора, в которой написано, что мы сами должны обеспечить свою национальную безопасность».

Закономерно возникает вопрос: не является ли тогда пресловутый «зонтик» всего лишь элементом психологического комфорта?
Источник: Росбалт.RU

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.