Большая Европа и большая Россия: проект "балтийское измерение"

Если главным приоритетом России является модернизация страны, то альтернативы дальнейшему развитию сотрудничества с Европейским союзом, с Западом в целом у нее нет. Проект "Балтийское измерение" обладает реальными условиями и предпосылками для отработки сотрудничества по четырем общим пространствам ЕС и России (внешней безопасности, экономики, внутренней безопасности, науки-образования-культуры).

Вокруг расширения Европейского союза продолжает идти острая и широкая дискуссия. Причин тому несколько. Первая, на поверхности, - конкретные торгово-экономические проблемы, измеряемые в денежном эквиваленте, процентах тарифных ставок и прочем. На этот счет существуют разночтения: экономисты признают, что точный баланс потерь и выгод подсчитать трудно.

Вторая причина глубже. России необходима средне- и долгосрочная стратегия отношений с огромным образованием, численность населения которого превышает российскую уже более чем втрое (450 миллионов человек), а ВВП - почти в 10 раз. После 1 мая 2004 года на ЕС приходится, по разным оценкам, от 48,5 до 56% процентов всей нашей внешней торговли - больше100 миллиардов долларов

Наконец, третья, базовая причина - изменившийся международный контекст: другой мир и иная Россия, лишь начинающая осознавать себя в новом качестве постепенно выходящей из кризиса страны, по ключевым параметрам отличающейся от СССР, но сохранившей национальную специфику. Выстраивая отношения с ЕС, Россия на самом деле определяет свое будущее.

ФАКТОР НЕДОВЕРИЯ

В 2001-2003 годах сотрудничество с ЕС, интеграция в западное экономическое пространство были одними из важнейших приоритетов российской политики, служили ориентиром для экономических и правовых реформ. Более того, необходимость адаптироваться к стандартам ЕС служила своего рода инструментом для принуждения российского бизнес-сообщества. Была поставлена цель: создание Общего европейского экономического пространства к 2007-2008 годам. Кроме политической доброй воли, Россия демонстрировала прогресс в экономической сфере, достигнув большей транспарентности, создав более благоприятные условия для бизнеса.

На Западе же, прежде всего в Европе, идет активный поиск экзистенциальных решений, преимущественно в возникшей десятилетие назад и уже опробованной парадигме расширения. Но все предлагаемые проекты неизбежно подразумевают периферизацию "окаймляющих" Европу регионов, в том числе стран, которые Россия традиционно рассматривает как значимые для себя.

Неудивительно, что значительная часть политической элиты России интерпретирует происходящие изменения как "сжатие" страны. Оснований для этого достаточно, особенно если исходить из того, что "сжатие" России и есть цель ее западных партнеров, - реальных доказательств обратного Россия пока не получала. Несмотря на тесное сотрудничество в борьбе с международным терроризмом в 2001 - 2002 годах, наладившиеся контакты с западными лидерами, заложить в отношения России с Западом базовый элемент - доверие не удалось.

Рациональный Запад действует в соответствии с принципами "разумного эгоизма", занят собой, своими приоритетами, среди которых Россия занимает отнюдь не первое место. Однако непервостепенность России как международного фактора в политике ведущих мировых держав - одно из следствий 1990-х годов - уже не вполне соответствует сегодняшним реалиям, ибо Россия изменилась.

"БОЛЬШАЯ РОССИЯ"

Слово "большая" в данном случае имеет два значения - большой и взрослый. Оно означает, во-первых, географический охват, огромную территорию с "убегающими границами", которую дай бог сохранить. Во-вторых, Россия - взрослая, вышедшая из пубертационного периода 1990-х годов, самостоятельная страна в меняющемся внешнем мире.

Несоответствие между размером территории, с одной стороны, и населением (при неутешительных демографических прогнозах) и непропорционально низкой долей ВВП в мировой экономике, с другой стороны, руководство России пытается компенсировать ускоренной экономической модернизацией и повышением ее роли в международных делах. Для решения этих задач Россия проводит напористую политику в своем традиционном ареале, СНГ. Россия осуществляет экспансию капитала. Преимуществом российского частного капитала перед западным остается лучшее понимание эсэнговской "специфики". Но по мере интеграции в западную экономику постсоветских стран это преимущество будет нивелироваться.

Определив сотрудничество с ЕС как приоритетное, Россия, по крайней мере декларативно, признает за СНГ право такого же выбора и выдвигает лозунг "Вместе в Европу". За логичными декларациями, однако, скрывается противоречивость, плохая совместимость двух интеграционных процессов, особенно если они изначально воспринимаются исключительно как конкурентные. То, что ЕС будет препятствовать интеграции в СНГ и рассматривает его как конкурента, что ЕС нужна зона свободной торговли на территории бывшего СССР и не нужен таможенный союз России, Украины, Белоруссии и Казахстана в рамках Единого экономического пространства, - мнение и на Западе, и в России распространенное.

"БОЛЬШАЯ ЕВРОПА"

Развитие ЕС после 2004 года, особенно учитывая противоречия между старыми и новыми членами ЕС, проявившиеся в период иракского кризиса, не предопределено. Нет единомыслия ни в видении будущего, ни в том, что касается отношений с Россией. Ключевой вопрос - "что такое Россия для Евросоюза" - остался.

Инструменты воздействия ЕС на Россию весьма ограниченны. Опыт 1990-х годов и, тем более, путинской России свидетельствует: в последнее время оно еще более заметно ослабевает. Несмотря на дисбаланс в показателях внешней торговли в пользу ЕС, торгово-экономические рычаги со временем перейдут в рамки правил ВТО. Мало действенны (кроме Калининграда, по которому достигнуто временное решение) и визовые ограничения. Инвестиции? Но как показало "дело ЮКОСа", иностранных инвесторов волнует не столько характер политического режима в России, сколько политическая и экономическая стабильность и высокая доходность инвестиций. Наконец, зависимость России от ЕС как почти "монопольного" импортера энергоресурсов: в импорте "ЕС-15" доля России по газу составляла 41%, нефти - 21 %, в "ЕС-25" эти показатели существенно увеличиваются.

Процесс "переваривания" и адаптации новых членов в обозримой перспективе поглотит основные силы Евросоюза. Маловероятно, что в обозримой перспективе он выступит с новыми концептуальными предложениями в отношении России. Новые члены ЕС могут лоббировать в Брюсселе два направления. Первое, которое многие российские аналитики считают более вероятным, - усиление идеологического компонента, подталкивание Брюсселя к ускоренному дальнейшему расширению на восток (Белоруссию, Украину и Молдавию), не компенсируемому углублением партнерства с Россией. Именно такой вариант уже не один год предлагает Брюсселю Варшава ("Восточное измерение").

Второе направление - концентрация на собственном развитии. При таком сценарии развитие отношений с Россией будет зависеть от выбора формата будущего ЕС: либо преимущественно в соответствии с моделью "центр - периферия", либо, в большей степени, в рамках существующих европейских регионов или "измерений" с сильным координирующим ядром. Вариантом такой модели является проект "Северное измерение", инициированный Финляндией в 1997 году. Представляется, что интересам сотрудничества России и ЕС в большей степени соответствует вторая модель.

"БАЛТИЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ"

Одним из путей стимулирования сотрудничества России и ЕС является углубленное взаимодействие в регионе Балтийского моря - проект "Балтийское измерение", в котором помимо скандинавских стран, Польши, Латвии, Литвы и Эстонии активную роль может сыграть Германия. Он предполагает широкое взаимодействие существующих и создание новых институтов стран Балтийского моря во всех сферах - экономики, политики, безопасности, науки, культуры и образования.

Сотрудничество с Россией в рамках "Балтийского измерения" предполагает развитие не только приграничных связей, но и торгово-экономические проекты, выходящие далеко за границы региона, и активное участие российского бизнеса в экономике стран региона.

В основе российских интересов могут быть следующие факторы:

- необходимость решать острую проблему Калининградской области при сохранении российского суверенитета;

- развитие северо-западных регионов, в том числе проблемных, дотационных; в этом плане полезен опыт проекта "Северное измерение";

- регион Балтии обладает разветвленной сетью институтов, помимо ЕС, в которых Россия давно участвует и чувствует себя комфортно;

- весьма полезной для России может оказаться практика успешной кооперации ЕС с Норвегией, не членом Евросоюза;

- регион Балтии включает страны с успешным, хотя и различным опытом сотрудничества с Россией - прежде всего Германию, а также Финляндию и Швецию;

- Балтийское море - самый стабильный регион Европы с точки зрения безопасности, что снижает вероятность разногласий в этой сфере;

- немаловажно, по крайней мере в период президентства Владимира Путина, и то, что повышение уровня взаимодействия в этом регионе будет способствовать усилению роли Санкт-Петербурга.

Объективные торгово-экономические показатели также свидетельствуют о наличии предпосылок для углубленного взаимодействия ЕС и России в "Балтийском измерении".

"Балтийское измерение" может также способствовать выходу из тупика в решении проблемы Калининградской области. Зарплата в регионе растет медленнее, чем по России, по основным экономическим показателям регион на 47-м месте среди субъектов федерации. Проблема Калининграда - это проблема не транзита, а уровня жизни: в соседней Литве он в 4 раза выше. Калининградская проблема была названа Владимиром Путиным в конце 2003 года среди основных приоритетов его политики. Над разработкой программы комплексного развития области работает группа под председательством Игоря Шувалова. Предлагается мягкое "перепрофилирование" экономики региона прежде всего на экспортоориентированные производства, освобождение крупных (от 10 млн евро за 10 лет) инвесторов от налогов. Принципиальным моментом функционирования предлагаемой модели является согласование политики с ЕС.

В формате "Балтийского измерения" для Калининградской области возможны новые эффективные управленческие, логистические и инвестиционные решения, позволяющие выровнять положение в области, что соответствует интересам стран региона, а возможно, и превратить его в "точку роста", в чем заинтересована Россия.

Для стран - новых членов подобная инициатива могла бы послужить в Брюсселе неплохим пиаром, как в свое время "Северное измерение" подняло авторитет Финляндии в ЕС.

В рамках измерения вокруг проектов Североевропейского газопровода и координации развития энергосетей можно наконец придать практический импульс энергодиалогу Россия-ЕС.

Недостатки проекта для стран региона Балтийского моря являются продолжением его достоинств. Главный из них - традиционные опасения относительно намерений России. Однако, учитывая мощную поддержку ЕС (и НАТО), потенциальные выгоды "Балтийского измерения" значительно превышают его потенциальные риски.

"Балтийское измерение" может стать совместным "пилотным" проектом ЕС и России и помочь преодолеть нынешний тупик в их отношениях, в перспективе послужить реальной основой для создания Общего европейского экономического пространства.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Известия

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.