Батька, Боос и "калининградский вопрос"

Все новости по теме: Калининградский транзит
Президент Белоруссии Александр Лукашенко намерен решить «калининградский вопрос». У него уже есть примерный план того, как это сделать, и свои идеи на днях он обсудил с губернатором Калининградской области Георгием Боосом. Делегация Калининградской области прибыла в Минск 11 декабря. 13-го калининградский губернатор Георгий Боос встречался с г-ном Лукашенко.

Батька сразу же озадачил калининградского губернатора, заявив, что «Белоруссия готова организовать специальные авиарейсы и железнодорожные перевозки через свою территорию для решения «калининградского вопроса»."Вы никогда не будете иметь проблем с Белоруссией, а, наоборот, мы всегда выручали калининградцев в сложные времена», -- заверил г-на Бооса белорусский президент.

Калининградский губернатор, поблагодарив собеседника за столь прочувствованное отношение к проблемам области, направил беседу из геополитического русла в сугубо прагматическое -- в углубление экономического сотрудничества. Прессу попросили удалиться, поэтому так и осталось неизвестным, насколько серьезно г-н Лукашенко вел речь об организации специальных железнодорожных перевозок по белорусской территории. Для Калининградской области это актуальная проблема -- ведь если местные жители собрались на поезде в «материковую» Россию, им приходится ехать по территории Литвы. Транзитная система, придуманная чиновниками в Брюсселе, Вильнюсе и Москве три года назад, работает в принципе без сбоев. Но в самом Калининграде все чаще задают тревожные вопросы -- что будет с транзитом после 2007 года, когда Литва вступит в Шенгенскую зону? Сейчас калининградцы ездят по литовской территории по условно бесплатной визе (надо оплатить медстраховку для ее оформления) в загранпаспорте или по упрощенному транзитному документу. 14 декабря прошли консультации в российском МИДе по «калининградскому вопросу». Неизвестно, обсуждалась ли там инициатива г-на Лукашенко. Но если его намерения "взять Калининград себе «за пазуху» реальны, это может стать неожиданным поворотом в деле с калининградским транзитом.

Другим важным вопросом, обсуждавшемся в Минске, стало увеличение товарооборота между Беларусью и Калининградской областью -- весьма желательное и для г-на Бооса, и для г-на Лукашенко. По итогам десяти месяцев 2005 года товарооборот между Белоруссией и Калининградской областью едва превысил 100 млн долл. В то время как, например, с Польшей за то же время калининградцы наторговали вчетверо больше.

Белорусский президент подчеркнул, что его страна готова участвовать в обеспечении энергетической безопасности области, оторванной от «материковой» России. Правда, не предоставлением льготных расценок за транзит энергоресурсов в Калининград, а... рабочими руками. «Наши компании строили первый энергоблок ТЭЦ-2 в регионе. У нас достаточно опыта, чтобы сделать еще второй и третий блоки», -- заявил г-н Лукашенко, подчеркнув при этом, что «вообще-то направлений для сотрудничества масса». Ранее то же самое говорил премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский, подписавший совместно с Георгием Боосом двустороннее долгосрочное соглашение о сотрудничестве. Одна из главных целей этого соглашения -- увеличение в 2006 году товарооборота хотя бы до 200 млн долл. Как этого добиться, обсуждалось, в частности, и на Российско-Белорусском совете по сотрудничеству с Калининградской областью.

«Вот мы все говорим, говорим дежурные фразы о сотрудничестве, а почему не выполняются ранее принятые на высоком уровне решения?» -- задал тон дискуссии белорусский вице-премьер Василий Долголев. По его мнению, слишком много во взаимоотношениях «тормозов». И главный из них -- недружественные тарифы на грузоперевозки в братский Калининград. Белорусы не понимают, почему в литовскую Клайпеду везти товар дешевле (хоть и дальше), чем в калининградскую особую экономическую зону. Из-за этого до сих пор (хотя решение было принято давно) не удается загрузить Калининградский морской рыбный порт (КМРП) калийными удобрениями -- речь идет о перевалке 1 млн тонн в год. Еще прежний калининградский губернатор Владимир Егоров обещал обеспечить порт калием. Но КМРП получит груз только в следующем году. «Да, мы готовы пробную партию хоть сейчас принять, но миллиона, думаю, вряд ли дождемся. У белорусов слишком непростая тарифная политика», -- считает начальник порта Андрей Крайний.

Некоторые участники заседания говорили, что белорусы на дороговизну транзита грузов ссылаются лишь для вида, а «на самом деле некоторые белорусские чиновники лично заинтересованы в том, чтобы грузы шли на Клайпеду или Вентспилс. Но не на Калининград». Впрочем, шептаться не стоило -- о транзитных заморочках предельно откровенно высказался г-н Долголев. «Какая-то химия с тарифами на ваше направление!» -- заявил белорусский вице-премьер. Кто химичит, правда, так и не выяснили. Судя по всему, следы ведут в Литву, но переговоры с Вильнюсом -- это, видимо, слишком трудная тема.
Источник: Время новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.