Георгий Боос: "Чтобы эта территория оставалась российской, люди должны жить здесь не хуже, чем в Польше"

Все новости по теме: ОЭЗ
Сегодня в Госдуме пройдет второе - ключевое чтение законопроекта об особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининграде. Это - один из самых спорных документов, которые рассматривает российский парламент. Само существование этой экономической зоны много раз называлось "черной дырой" в бюджете и источником коррупции для чиновников местной администрации. О своей позиции по поводу нового закона губернатор области Георгий Боос рассказал собкору "Известий" Илье Стулову.

известия: Георгий Валентинович, рассматриваемый закон уже вызвал целую серию скандалов. Сергей Лисовский, сенатор от Курганской области и владелец подмосковных птицефабрик, заявил, что законопроект означает "по сути отделение Калининграда от России". А через несколько дней добавил, что через Калининград в Россию контрабандно поставляется иностранное куриное мясо. Как вы будете реагировать на обвинения в "отделении от России"?

Георгий Боос: Либо журналист неправильно понял Лисовского, либо неправильно его трактовал. Либо Лисовский в этот день чувствовал себя болезненно и невнятно контролировал свою речь. Потому что поверить, что Лисовский так действительно думает, я не могу. Я много лет знаю его и не считаю его идиотом. Поэтому полагаю, что Лисовскому приписывают то, что он не говорил.

известия: Странно. Тем более что у Лисовского обнаружился союзник - аудитор Счетной палаты Александр Назаров, который тоже выдвинул обвинения в контрабанде куриного мяса.

Боос: На сегодняшний день нет никакого акта Счетной палаты. Есть только разговоры Назарова.

известия: Но вы же не будете спорить, что регион имеет репутацию "черной контрабандной дыры", и не в последнюю очередь - благодаря действующему закону об ОЭЗ.

Боос: Это проблема любого региона, в котором происходит таможенное оформление. Да, до последнего времени геополитическое положение области порождало пренебрежение законодательством России. Любое приближение к власти предпринималось здесь либо с целью обогащения, либо с целью устранения конкурентов. Зачем платить налоги, если с властью можно договариваться?

известия: Кстати, одна из самых ярких коррупционных схем, которые позволяет действующий закон о ОЭЗ, - это льготная растаможка автомобилей. Ввозить в Калининград иномарки можно куда дешевле, чем на остальную территорию страны. И правительство России недаром требует отменить этот режим. А вы возражаете.

Боос: С точки зрения экономической правительство абсолютно право. Всем известно, что такое торговля квотами по льготному ввозу автомобилей в Калининград. А мы сейчас даже провести такие торги не можем. Один председатель комиссии по торговле квотами - Савва Леонов сидит в СИЗО, другой - Олег Павлишин уволен.

известия: Почему уволен?

Боос: Чиновник, разъезжающий на джипе "Лексус" последней модели, проживающий в роскошной квартире, - это нонсенс.

известия: Ну а зачем настаивать-то на сохранении этого режима?

Боос: Потому что я знаю, какое социальное напряжение вызовет в регионе отмена этой льготы. Я хочу сохранить ее только на год. Без какой-либо торговли квотами, просто для прямого завоза автомобилей жителями региона. Чтобы люди за этот год имели возможность обновить свой автопарк. И после этого отменяйте. Аргумент не экономический, аргумент политический.

известия: У ваших оппонентов тоже есть политические аргументы. Например: нельзя создавать особых преференций для каких-либо отдельных регионов.

Боос: Невозможно всем быть одинаково серыми. Это касается и регионов, и их руководителей. Люди разные, территории разные. Россия имеет эксклав в центре Европы. Если мы хотим, чтобы эта территория и дальше оставалась российской, необходимо обеспечить ей интенсивное экономическое развитие. Чтобы люди здесь могли жить не хуже, чем в Польше или Литве. А для этого необходимо создание условий, при которых область сможет обеспечить нужный рост экономики. Еще один вариант - бесконечная кормежка, дотации из федерального центра. И еще один способ - "железный занавес". Объявить Калининградскую область нашей занозой на теле империализма, высадить в большом количестве наши войска, разместить ядерное оружие. Закрыть границу. Но это тупиковый путь, даже нет смысла его обсуждать.

Необходимо учитывать, что мы ничего ни у кого не отнимаем. Сегодня льготы нам даются за счет федерального бюджета. А все те льготы, которые появятся при вступлении в силу нового закона, на 90 % будут обеспечиваться за счет бюджета областного. Психологию нового закона можно выразить фразой: "Не надо нас кормить, дайте нам возможность развить свою экономику".

известия: Вы хотите в этом законе предусмотреть льготы и для предприятий нефтепереработки. Что явно противоречит настроениям федерального правительства. Зачем вам это надо? Вы уже объявили, что собираетесь построить в области крупный нефтеперерабатывающий завод. Но ведь нефтяной бизнес и так очень прибыльный, зачем ему льготы?

Боос: В этом году в области перевалка нефти составила порядка 8,4 миллиона тонн. При этом в администрацию стоит очередь желающих посадить в Калининграде очередной терминал по перевалке нефти. Неужели транспортировать через регион сырую нефть выгодно, а перерабатывать ее здесь и продавать готовый продукт - невыгодно? Да нет, просто есть игроки, которые не хотят, чтобы в центре Европы появился мощный нефтеперерабатывающий комплекс. А ведь завод даст региону целую цепочку создания нефтехимических производств. Весь комплекс с занятостью в 50 тысяч рабочих мест даст привес в областную казну, сопоставимый с сегодняшними доходами бюджета.

известия: А если вас поставят перед выбором - пожертвовать в законе либо льготной растаможкой, либо НПЗ?

Боос: Я выберу НПЗ. Это просто несопоставимые вещи с точки зрения стратегической. Хотя понимаю, что такое решение нанесет ущерб моему личному рейтингу. Ну, поплюют мне в спину те, у кого слюна не держится.
Источник: Известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.