Россия может лишиться части своей территории

Россия может лишиться части своей территории

Серьезный приграничный конфликт, до боли напоминающий недавний скандал с косой Тузла, может разгореться в Калининградской области. Спор с Польшей на Балтийском море практически идентичен спору с Украиной в Керченском проливе, за единственным исключением: на этот раз в невыгодном положении оказалась Россия. Конфликт может привести к серьезнейшим экологическим и политическим последствиям, потому что действия соседней Польши ставят под угрозу существование нескольких десятков квадратных километров российской земли. Но даже сама угроза осуществления проекта наверняка подвигнет Россию на переговоры с польской стороной - а ведь именно такого результата во время конфликта с Украиной добивалась и добилась в конце концов Россия. Отработанные Россией методики территориального шантажа теперь с успехом применяются против нашей страны.

Спор славян между собою

О сугубо специальном значении географического термина "коса" читатель стал осведомлен после скандала с косой Тузла осенью прошлого года. Коса, как оказалось - всего лишь песчаная отмель, намытая морским течением. В этом смысле Вислинская (Балтийская) коса мало чем отличается от Тузлы: участок суши длиной 43 километра, отделяющий устье польской реки Вислы от Балтийского моря. 26 километров косы находятся под юрисдикцией России, остальные 17 - польская территория (см. карту). Российской стороне принадлежит и большая часть акватории одноименного залива и Калининградский фарватер, соединяющий залив с Балтийским морем. Только через российскую территорию суда могут зайти в устье Вислы, что и стало главным фактором назревающего конфликта.
Согласно подписанным несколько десятков лет назад между СССР и Польшей договоренностям, суда третьих стран могут проходить в устье Вислы только оплачивая сборы в пользу России. Сложности в получении разрешения на проход по российской акватории и значительные пошлины сделали иностранное судоходство по этому маршруту нерентабельным. Подобное положение дел устраивало всех до развала соцлагеря, но уже в начале 90-х польская сторона стала просить Россию пересмотреть тарифы и, самое главное, упростить правила транзита. Ограничение судоходства снижает экономическую привлекательность расположенного в устье Вислы порта Эльблонга и ограничивает развитие туристического бизнеса.
Переговоры на разных уровнях ни к чему не привели, и на днях поляки объявили о намерении прорыть канал на принадлежащем им участке Вислинской косы. Если проект будет осуществлен, польские города в устье Вислы получат самостоятельный выход в Балтийское море, а Россия - экологические проблемы, которые могут поставить под сомнение само существование Вислинской косы, и серьезные финансовые убытки.

Война экологов

Параллелей с Тузлой хватит для любых спекуляций. Во-первых, реальный спор идет не за территорию, а за правила использования акватории - и тоже по отношению к судам третьих стран. Во-вторых, центральные власти Польши всячески отнекиваются от данной инициативы (дескать, это исключительно задумка муниципалитетов) - а ведь краснодарский губернатор Ткачев также заявлял, что действия на косе Тузла исключительно его самодеятельность. И, наконец, в-третьих - в оправдание или осуждение проекта высказываются прежде всего экологические аргументы.
- Эльблонгу для развития необходим выход на Балтику, и жители города считают, что если невозможно договориться с Россией, то нужно решить проблему самостоятельно, - заявил "Известиям" генеральный консул Республики Польша в Калининграде, полномочный министр Ярослав Чубиньски. - Уже определена сметная стоимость проекта - около 80 миллионов злотых (примерно 20 миллионов долларов). Положительное заключение наших экологов по поводу проекта уже получено - они считают, что улучшение пресно-соленого водообмена будет только способствовать развитию водной флоры и фауны.
Российские экологи придерживаются обратного мнения: искусственный канал существенно нарушит экологический баланс. Вислинский залив является конечным пунктом миграции из Саргассова моря знаменитого балтийского угря. Добыча угря местными производителями приносит прибыль в несколько миллионов долларов в год. На косе гнездится более девяноста видов птиц, растут редчайшие виды растений, которым в случае нарушения экологического равновесия грозит неминуемая гибель.
- Экологические последствия могут быть серьезными для всего Вислинского залива. Польское правительство должно очень четко взвесить все "за" и "против", чтобы дать зеленый свет строительству нового Суэцкого канала на юге Балтики, - говорит руководитель представительства МИД РФ в Калининграде Сергей Безбережьев.
- Наличие канала у основания косы приведет в обмельчанию залива. Не исключено, что шторма опять превратят косу в гряду островов, - заявил "Известиям" представитель экологической организации "Экозащита" Алексей Милованов. - Заявление о неучастии польского правительства в этом проекте тоже неслучайно - это просто лазейка для того, чтобы обойти правила 7-й статьи Хельсинкской конвенции.
Конвенция предусматривает, что любые национальные правительственные проекты, воздействующие на экологию Балтики, должны получить одобрение остальных стран - участниц конвенции, в которую входят все государства Балтийского моря.
- Поэтому наши соседи вряд ли смогут решиться на этот проект, не посоветовавшись с Россией. Во всяком случае, мы на это очень надеемся, - сообщил "Известиям" замначальника Калининградской специализированной морской инспекции Александр Иванов.
Соседи, однако, заявляют, что уже решились. Почему?

Психологическое давление

Понять это можно исходя из довольно спокойной реакции российских специалистов, отвечающих за судоходство в Вислинском заливе.
- Нет сомнений, что создание искусственного канала осложнит судоходство для Калининграда. - сообщил "Известиям" ведущий специалист ГУП "Морская администрация порта" Михаил Лядвиг. - Ежегодно мы проводим мероприятия по дноуглублению, поднимаем на поверхность более 100 тысяч кубометров грунта. Снижение скорости водообмена ни к чему хорошему не приведет. Мы вправе будем потребовать от наших соседей экспертизы. Отрицательные последствия изменения ландшафта акватории не замедлят сказаться не только на нашей, но и на польской стороне. Раз поляки назвали конкретную стоимость, значит, уже прошли какие-то изыскания и исследования. И все же я уверен, что данный проект - куда больше психологическое давление с целью добиться уступок на переговорах, чем реальные планы.
Остается только напомнить историю полугодовой давности. После того как "КамАЗы" накидали на косу Тузла столько грунта, что с российской территории без бинокля было видно окопавшихся пограничников под жовто-блакитным флагом, Украина пошла на переговоры о статусе Керченского пролива. Завершились они, как известно, ратификацией соответствующего договора, чего давно добивалась Россия. Теперь той же самой отмычкой, которой Россия открыла Керченский пролив, Польша пытается открыть пролив Балтийский.
Источник: "Известия"
Источник: СекретИнфо

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.