Скандал вокруг Балтийской косы

На западном приграничном направлении назревает конфликт между Калининградской областью и Польшей. В результате него Россия может лишиться части своей территории. С подробностями Станислав Чекалин.

ЧЕКАЛИН: Ситуация до боли напоминает недавний конфликт по поводу косы Тузла. Здесь тоже речь идет о косе, узкой песчаной полоске суши, Балтийской косе, которая начинается в Поморском воеводстве Польши. Большая часть косы проходит по калининградской территории. Чтобы кораблям из Балтики попасть в польский порт, им нужно обогнуть косу с российской стороны и войти в Висленский залив.

В советские времена вся российская часть косы считалась неким военным полигоном, где находился небольшой аэродром военно-морской авиации. Сейчас военные оттуда ушли. Разрушаются под балтийскими ветрами аэродромные ангары. Однако коса все еще формально принадлежит Министерству обороны. В ближайшие десять лет поляки просят разрешить им проход гражданских судов и яхт в обход российской части косы. С нашей стороны тишина.

Тогда поляки принимают решение: прорыть на своей стороне судоходный канал, соединяющий открытые воды Балтики с Висленским заливом. Это уже серьезно. Во-первых, с точки зрения экологии. Ведь сюда приходит на нерест с Сарагасова моря знаменитый балтийский угорь. Канал может уничтожить нерестилище. Во-вторых, сборы с судов третьих стран будет брать теперь Польша, а могла бы Россия. И, наконец, самое главное, Россия может просто потерять часть своей территории, так как балтийские волны грозят размыть оторванную от материка каналом российскую часть косы.

На региональном уровне начались протесты. Калининградская администрация ссылается на статью седьмую Хельсинской конвенции о необходимости согласования подобных действий на межгосударственном уровне. Однако, как сказал мне генеральный консул Польши в Калининграде Ярослав Чебинска, это решение лишь местных властей Поморского воеводства. Неизбежны межгосударственные переговоры.
Источник: Радио "Маяк"

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.