Что хочет Европа?

Все новости по теме: Калининградский анклав
Последний день зимы станет первым днем визита еврокомиссара Бениты Ферреро-Вальднер в один из наиболее "интересных" российских регионов. В Калининградской области у чиновницы, отвечающей в единой Европе за внешние связи и реализацию европейской политики соседства, запланированы переговоры с помощником президента РФ по вопросам развития отношений с ЕС Сергеем Ястржембским и не столь давно вступившим в должность губернатором Георгием Боссом. По официальной информации, визит будет носить ознакомительный характер, поскольку Бенита Ферреро-Вальднер впервые посещает российский анклав, оказавшийся сегодня островком "русской земли" в окружении государств Евросоюза. Известно, например, что еврокомиссар планирует выступить в калининградском Университете имени Канта. В то же время, г-же Ферреро-Вальднер явно не удастся избежать "неудобных" вопросов с российской стороны, в первую очередь, касательно позиции ЕС по калининградскому транзиту и шире - по судьбе Калининграда вообще.

Надо отметить, что российский анклав в "единой Европе" давно стал "лакмусовой бумажкой", по которой можно определять уровень отношений между Москвой и Брюсселем. На первом этапе возникновения "калининградской проблемы", а именно в период присоединения к ЕС Польши и Литвы, отношения эти выглядели скорее как дружественные - Россия при возникновении сложностей во время переговоров с соседними государствами апеллировала к властям "единой Европы" и получала некоторую поддержку. Однако в последнее время возникает такое ощущение, что теперь уже Брюссель тормозит создание полноценного постоянного механизма, который позволит российским гражданам и товарам беспрепятственно попадать из одного региона своей собственной страны в другой, пересекая при этом литовскую границу. В то же время, европейцы, препятствуя установлению твердой связи по суше между Калининградом и "большой Россией", не скрывают интереса к российскому анклаву. В частности, только в 2003 году ЕС выделил на программы технической помощи Калининградской области свыше 50 млн евро. Еще 50 млн евро были зарезервированы на 2004-2006 годы для реализации различных проектов содействия социально-экономическому развитию региона. И это только небольшая часть европейских инвестиций в Калининград - большая часть приходит в виде частных вложений.

В то же время, европейцы в ходе своих переговоров с российской стороной, по сути, добиваются своеобразного разделения россиян на два неравных "класса": калининградцев и всех остальных. Первые получают все больше возможностей пользоваться облегченным правом проезда по территории ЕС в "большую Россию". Тогда как жителям других регионов попасть на территорию Калининградской области гораздо сложнее.

В большей степени это касается грузового транзита. С легкостью литовскую границу пересекают товары из Калининграда, где за последние годы европейскими производителями создано множество лицензионных производств, ориентированных на завоевание рынка в "большой России". В то же время, российскую продукцию в Калининграде встретить все сложнее - область наводнена польскими, немецкими, литовскими продуктами питания и товарами повседневного спроса. Таким образом, европейцы, желая того или нет, создают предпосылки для не только пограничного, но и некоего психологического выделения Калининградской области из всех остальных российских регионов.

Разумеется, Москва с этим согласиться не готова. По слухам, направление в Калининград губернатором Георгия Бооса, являющегося, как известно, скорее экономистом, нежели администратором, преследовало цель, в частности, "поставить на регион" человека, способного противостоять, по сути, "ползучей" экономической аннексии. Ведь, как известно, с сомнительными сепаратистскими движениями в российском анклаве успешно справился еще его предшественник. Однако даже при полном политическом контроле центра над регионом одних внутриэкономических мер явно недостаточно. Требуется несколько иное - помочь Европе определиться, чего же она в итоге хочет получить в Калининграде.

Этим, собственно, Москва в последнее время и занимается. Например, еще в мае 2005 года во время саммита Россия - ЕС была образована совместная рабочая группа высокого уровня. С российской стороны ее возглавил Сергей Ястржембский, а со стороны Евросоюза - Бенита Ферреро-Вальднер. Именно поэтому они и возглавят делегации на переговорах в Калининграде. Россияне, в частности, намерены продемонстрировать, как отразится на социально-экономическом развитии региона вступление с силу нового закона об Особой экономической зоне. Не исключена и постановка жестких требований по "калининградскому транзиту", поскольку с 1 января Литва вступит в зону Шенгенских соглашений, и это может, в связи с отсутствием подписанных долгосрочных всеобъемлющих соглашений, негативно отразиться на пассажирском транзите.

Наконец, Сергей Ястржембский и Бенита Ферреро-Вальднер поговорят и о планах по созданию четырех общих пространств между Россией и ЕС: экономического, свободы, безопасности и правосудия, внешней безопасности, а также науки, культуры и образования. Однако особого продвижения по этой части ожидать не следует - Брюссель последнее время не слишком охотно идет на практические шаги по реализации этих, кстати, уже подписанных, соглашений.
Источник: Страна.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.