"Царский" рецепт

Все новости по теме: Калининградский анклав

Американские окорочка с российским гражданством
    
  “Царский повар Фельтен, бубня себе под нос, жарил яичницу. С трудом достали десяток яиц — все оказались тухлые…
     — Что ты бормочешь, ты их перцем покрепче…
     — Слышу, ваше величество… Перцем!”
    
     Так знаменитый писатель Алексей Толстой описал в романе “Петр Первый” находчивость великого реформатора, сидящего без припасов в осаде под Нарвой, от которой по российским меркам не так далеко до города Кенигсберга, будущего Калининграда. Конечно, от великой нужды и царь вынужден питаться продукцией подозрительного происхождения, надеясь перебить перцем его сомнительный вкус. Вряд ли такое взбрело бы ему в голову в более или менее мирной обстановке...
    
     Трудно установить, зачитывались ли граждане из компании “Продукты питания — Калининград” и ряда других местных компаний замечательным творением Алексея Толстого в детстве, но совместный рецепт императора и его повара весьма пригодился им в наши дни. С его помощью они наловчились не только получать солидную прибыль практически из воздуха, но и серьезно обострили ситуацию на отечественном рынке мяса птицы.
     Кто-то скажет: подумаешь, перец, специя несчастная! Но выяснилось, что это оружие огромной разрушительной силы. С его помощью пробита громадная “черная” дыра в, казалось бы, мощных и неприступных таможенных и санитарных кордонах на пути куриной контрабанды. Тех самых, что с таким усердием возводило на протяжении нескольких лет российское Министерство сельского хозяйства. И вдруг выясняется, что все защитные меры по квотированию ввоза в страну пресловутых “ножек Буша” легко — на раз — обходятся ушлыми мужиками из Калининграда.
     Что для этого надо? Рецепт Петра Первого и его повара Фельтена, а также отличный от общероссийского режим ввоза ряда импортных товаров. И все? И все.
     А в результате аудиторы Счетной палаты выясняют, что ущерб, который несет из-за подобных “черных дыр” российское птицеводство, не идет ни в какое сравнение даже с потерями от полумифической птичьей заразы, за борьбой с которой с ужасом и благоговением следит весь завороженный мир.
Чего не понимал старик Кант
     Что знает о Калининграде сегодня обычный российский человек? То, что там родился Иммануил Кант. Тот самый, о котором один из героев нашумевшего телефильма “Мастер и Маргарита” ясно сказал: “Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!” Уродившийся в Кенигсберге, нынешнем Калининграде, Кант убеждал, что лучшее средство установления мира и гармонии — развитие международной торговли и общения к взаимной выгоде для различных стран и народов.
     Умно, спору нет. Но ушлым калининградским бизнесменам, припавшим к упомянутым “черным” дырам в кордонах, совершенно непонятно. Какие там взаимные выгоды? Да еще для различных стран и народов! Когда перец и режим свободной зоны — вот они! Мало? Так мы еще соли добавим, благо она дешевле перца и ее не жалко в любых количествах. Мы на этом свой бизнес делаем, а то, что выгоды от него получают другие страны-государства, а Россия одни убытки, не наш вопрос! Кто не согласен, пусть валит вслед за стариком Кантом в Соловки. Или еще подальше!
     Итак, чей же это вопрос? Чей вопрос — выгоды России, ее экономики, ее граждан? И каков должен быть в данном случае правильный ответ? Но прежде раскроем для интересующихся читателей секрет бизнеса, основанный на царском рецепте приготовления яичницы из тухлых яиц.
     Еще в 1996 году постановлением правительства для Калининградской области был установлен режим ввоза ряда импортных товаров, отличный от общероссийского. В частности, некоторые виды птичьего мяса разрешили ввозить сюда без ограничений. Ввоз их в другие регионы страны жестко квотируется.
     И вот тут — внимание. Упоминавшаяся компания “Продукты питания — Калининград” и последователи бросились ввозить в регион импортную курятину. Причем в основном в виде задних половинок тушек курицы. А потом начинались весьма нехитрые и весьма нетрудоемкие операции. Тушки рубились на два окорочка. Их пересыпали смесью перца и соли, добавляли специй, и они тут же превращались в товар российского производителя. И уже в таком обличье поставлялись на российские рынки. И никакие квоты не помеха! Почему-то сразу вспоминается бравый солдат Швейк, который, как известно, уйдя с военной службы, “промышлял продажей собак, безобразных ублюдков, которым он присочинял благородную родословную”.
     Топор, перец с солью — и заморская курица становится нашей родимой и знакомой с детских лет курочкой Рябой. А Рябе все ворота в России открыты. Она, разумеется, не облагается таможенной пошлиной. Это импорт зарубежных “чикенов” квотируется на всей территории страны. Потому как они поступают по демпинговым ценам, в основе которых дотации зарубежных государств своим производителям.
     Можно ли считать зарубежного “чикена”, взращенного где-то в Арканзасе, российской курицей с благородной родословной?
     Как считает аудитор Счетной палаты Александр Назаров, нельзя.
     “Мясо, посыпанное солью или специями, нельзя считать продуктом, произведенным на территории особой экономической зоны. Оно должно облагаться таможенными пошлинами. И мы ставим под сомнение обоснованность выдачи Калининградской торгово-промышленной палатой сертификатов, по которым курица с приправой была вывезена из Калининградской области как продукт, произведенный в ОЭЗ”.
     Так-то оно так. Но через Калининградскую область в Россию были доставлены сотни тысяч тонн “чикенов”, перекрашенных под курочек Ряб. Это пятая часть общефедеральных квот на импорт мяса курицы. Какое тут квотирование с целью поддержки российских производителей! Учитывая демпинговые цены и громадный полулегальный объем поставок, оно просто теряет смысл. Превращается в бюрократическую забаву. В фикцию. В лучшем случае в самообман.
Льготы бессмысленные и бесполезные
     Калининградская область — регион, что и говорить, необычный. Сегодня, когда область отделена от страны чужими и недружественными государствами, остро стоит вопрос: как развиваться и за счет чего? За счет льгот? Пробовали.
     С 1996 по 2004 год Калининградская область получила налоговых и прочих льгот на 120 млрд. рублей. А поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней составили за этот период лишь 30 млрд. рублей. Как легко подсчитать — в 4 раза меньше объема полученных преференций. В 2004 году суммарные налоговые платежи в области составили 10 млрд. рублей, по сравнению с 1996 годом они выросли в 6 раз. Но… В остальной России, не пользующейся никакими льготами, рост налогов увеличился в среднем в 10 раз.
     А инвестиции из внебюджетных источников? Они составили примерно 42 млрд. рублей, что в 3 раза меньше полученных преференций. То есть льготы растут, а инвестиции вянут.
     Пример компании “Продукты питания — Калининград” наглядно демонстрирует несостоятельность действующего механизма предоставления льгот. Собственные инвестиции компании в организацию производства ограничились лишь закупкой оборудования для производства красивой упаковки и перереработки дешевого сырья, заключением бартерных договоров по аренде помещений и поставками соли и специй. Все суммарные инвестиции компании оказались меньше предоставленных льгот.
     Компания с успехом делала бизнес на льготах, предоставляемых региону, хотя ее затраты даже с большой натяжкой трудно назвать инвестициями в развитие местной экономики. Так же трудно причислить ее и к разряду подлинно российских производителей.
     Тем не менее в ближайшие десять лет после принятия в декабре 2005 года нового закона о свободной экономической зоне Калининградская область должна будет получить льгот ориентировочно еще на 450 млрд. рублей. Но при нынешнем положении дел эти вливания, как мы видели, совсем не гарантируют ни развития экономики, ни роста инвестиций в регион.
“Видно невооруженным взглядом”
     Спикер Совета Федерации Сергей Миронов, говоря о свободной экономической зоне Калининграда, отметил, что у России есть уникальная возможность продемонстрировать на примере Калининграда весь свой экономической потенциал и всю свою экономическую мощь. Возможность есть, но пока, как показали проверки Счетной палаты, местные умельцы, используя “черные дыры” в законодательстве, гонят в страну “серый” импорт. Нанося тем самым удары по российскому птицепрому, который только-только восстанавливает свои позиции.
Так что же делать?
     Центральное таможенное управление, где давно обратили внимание на “приправленные” мясопродукты, не прошедшие тепловую обработку, которые под квотные ограничения не подпадают, дает свои рекомендации. Например, объясняет, как отличить настоящий продукт от продукта “прикрытия”: “Приправа должна быть или внутри, или на всей поверхности продукта, и она должна быть или видна невооруженным взглядом, или определяться на вкус”.
     Но пока таможенники самоотверженно овладевают наукой “определять на вкус” и “невооруженным взглядом”, из Калининграда пошли потоком уже не только окорочка, но и куриный фарш, который в качестве сырья используют российские мясокомбинаты. От попадания в квоты сей продукт спасается все по тому же “царскому рецепту” — перец и соль. Действует безотказно. На долю “перченого фарша” уже приходится до трети поставок сего продукта. По оценкам экспертов, схему ввоза в свободную экономическую зону Калининграда фарша, добавление в него перца и соли с последующей поставкой в Россию используют уже около 60 цехов, хотя недавно в Калининграде их было 20… Согласитесь, впечатляет.
     Иные местные чиновники сильно кипятятся и даже выходят из себя, утверждая, что отчет аудиторов Счетной палаты, выявивший все эти моменты, специально направлен на то, чтобы скомпрометировать недавно принятый закон “Об особой экономической зоне в Калининградской области”. Но что поделаешь, если грубые факты показывают, что в нынешнем виде закон выгоден только лукавым коммерсантам, а не всему региону и стране.
     Это грустное заключение вовсе не означает, что уникальной Калининградской области особый экономический режим вовсе не нужен, что льготы здесь надо совсем отменить. Все дело в том, кому их предоставлять. Освобождаться от налогов и таможенных сборов должны лишь те компании, которые реально инвестируют средства в развитие и модернизацию производства. Такой порядок действия льгот позволил бы создавать реальные производства, а не банальные перевалочные базы для импортных окорочков и прочих заморских продуктов, которые сегодня проходят в Калининграде лишь стадию легализации. Такой подход способствовал бы развитию здесь промышленного производства и сельского хозяйства, созданию новых рабочих мест, росту налоговой базы области. Иными словами — улучшению жизни калининградцев…
     Надо понять одну простую вещь: закон об особой экономической зоне в Калининградской области должен работать на всю область и всю Россию, а не на недобросовестных манипуляторов импортной продукцией.
     Нетрудно представить себе, как великий Петр, с его стремлением послужить “во благо любезного отечества нашего”, с его стремлением строить и созидать, отнесся бы к калининградскому способу использования его рецепта для борьбы с тухлыми продуктами. Тут стоит вспомнить, что были у Петра и рецепты иного сорта — например, хорошая дубинка для тех, кто разворовывает это самое отечество, кто торгует гнилым товаром.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Московский комсомолец

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.