Балтийский синдром Руководству Беларуси будет все труднее сдерживать добрососедство Евросоюза

Программное выступление по внешней политике руководителя Беларуси Александра Лукашенко ожидаемого резонанса на Западе не вызвало. До сих пор ни один лидер страны-члена Евросоюза не счел для себя необходимым публично и специально прокомментировать это выступление. А в некоторых иностранных СМИ в основном лишь отметили существенную разницу между декларативностью симпатичных положений в  выступлении  Лукашенко и практикой той политики, которую он продолжает проводить.

  Вряд ли есть основания питать надежды руководству Беларуси, что торгово-экономическую и трансграничную сферы отношений со странами Евросоюза можно будет развивать без учета политической, гуманитарной составляющих. Имеются в виду контакты на высшем уровне, соблюдение прав человека и прекращение белорусскими властями дискриминации неправительственных организаций. Впервые такие раздельные подходы, когда можно развивать одно и «замораживать» другое, были публично сформулированы министром иностранных дел Беларуси Сергеем Мартыновым.

  Оправдывая своеобразную политику официального Минска, которую все жестче критикуют в Брюсселе и других европейских столицах, в одном из своих интервью, глава внешнеполитического ведомства заявил: «Причиной такого отношения к нашей стране является применение двойных стандартов. Ситуация в Беларуси не хуже, а во многих случаях даже лучше, чем во многих государствах нашего региона. И, несмотря на это, встречает нас такая критика. Это несправедливо! Следует уважать не только власти, но и народ, который сделал такой, а не иной выбор».

  Стоит дополнить, как один из его предшественников на посту главы МИД, как-то также апеллируя к выбору народа, заявил, что новая Конституция 1996 года не нуждается в международном признании, так как была принята путем всенародного референдума.

  Известный британский эксперт и дипломат Михаэль Лейк назвал таких апологетов «выбора народа» и упомянутых разделительных подходов в выстраивании отношений с Евросоюзом «мегафонной дипломатией», которая бесперспективна.

  Тем не менее, судя по сделанным заявлениям Лукашенко в своей программной речи о внешнеполитической стратегии Беларуси, никакой корректировки в проводимой внешней, да и внутренней политике не предвидится. Предложенную Западом «пошаговую стратегию» нормализации отношений с Беларусью ее руководитель отверг, чем в очередной раз озадачил брюссельских миротворцев и соседей.

  Надо полагать, холодным душем для них стало следующее заявление: «Европейцы от нас требуют соблюдения или принятия некой политики, некой пошаговой стратегии. Так вы им напомните, что мы сделали очень много шагов — начиная от отказа от ядерного оружия, что несоизмеримо по весу с их требованиями изменить какое–то законодательство, свободу слова, демократию и так далее, — и заканчивая обычным вооружением и прочее–прочее — мы уже сделали столько шагов, что им пора уже сделать хотя бы пару шагов в ответ на эти наши шаги. Это принципиальное положение. И от него наши дипломаты, и Министерство иностранных дел, и Администрация Президента, и Правительство не должны отходить. Мы сделали много шагов. Перечисляйте им эти шаги. Есть крупные, о которых я сказал, есть средние и мелкие. Пусть сделают хотя бы пару нормальных, средних или маленьких шагов в ответ на то, что сделали мы. Не надо нас постоянно пичкать, в спину толкать и говорить: давайте шаги, давайте шаги».

  Весьма трудно сказать, насколько такое видение своего места в процессе европейской интеграции можно совместить с пассажем Лукашенко о совпадении «наших объективных стратегических интересов в значительной степени с интересами Польши и Прибалтики», которые, по словам оратора, будут на новом этапе во все большей степени задумываться над проблемой обеспечения собственных интересов, отличных от интересов сверхдержав, союзов и крупнейших государств.

  Видимо, глядя из Минска, трудно понять, как можно в рамках Европейского союза согласовывать, гармонизировать интересы его стран-членов. При всей существующей критике функционирования институтов объединенной Европы непростой процесс комплексной интеграции прогрессирует. Как ожидается, венцом ее должна стать Конституция Евросоюза. И заметной заботой - проведение политики с «новыми соседями», среди которых и Беларусь.

  

  Польский вектор

  Не так давно прошла информация, которая, как представляется, была незаслуженно обделена должным вниманием. С белорусским послом в Варшаве обсуждались перспективы более активного подключения Беларуси к деятельности, осуществляемой в рамках Совета государств Балтийского моря (СГБМ), с учетом польского председательства в данной организации. Белорусской стороне было предложено рассмотреть возможность участия в ряде мероприятий, организуемых на территории Польши польским председательством СГБМ.

  Отметим, что эти предложения были сделаны до памятного программного выступления Александра Лукашенко. И очередного недружественного шага - маловразумительного выдворения из Беларуси представителя неправительственного Фонда им. Стефания Батория, получившей многократную въездную визу в белорусском посольстве в Варшаве буквально накануне своего приезда в Минск.

  В перечне происшедших в июле событий в двусторонних отношениях можно упомянуть и необычную акцию, происшедшую в Варшаве. Группа польских парламентариев пикетировала белорусское посольство, выражая протест против репрессий белорусских властей в отношении оппозиции.

  Акция депутатов Сейма, представителей различных партий, получила заметный резонанс в польских и других СМИ. Эти события не представляются малозначительными, так как в Польше очень влиятельны СМИ, неправительственные организации и парламент. Поэтому подобные действия белорусских властей и реакция на них не могут способствовать благожелательной атмосфере развития польского вектора двусторонних отношений.

  Следует отметить, что упомянутые события в очередной раз совпали с другими. Состоялись торжества по случаю 60-летия Варшавского восстания. Среди приглашенных в Варшаве были германский канцлер Герхард Шредер и госсекретарь США Колин Пауэлл. Делегацию соседней Беларуси возглавлял мэр Минска Михаил Павлов. По мнению некоторых наблюдателей, после скандала с польским военным атташе, которого вынудили покинуть Минск, в ближайшем будущем вряд ли будут возможны польско-белорусские контакты на более высоких уровнях.

  Единственным утешением для белорусской стороны может быть то, что коллега Павлова - президент Варшавы Качински серьезно рассматривается в качестве возможного кандидата в президенты Польши на будущих президентских выборах. Наблюдатели отмечают, что, несмотря на все несуразицы, Варшава не намерена снижать темпы дальнейшего развития контактов с представителями всех слоев белорусского общества.

  

  Новая роль Литвы

  Признавая важность субрегионального взаимодействия, глава белорусского государства признает роль балтийских государств, называемых им на советский манер Прибалтикой. И тут у официального Минска периодически возникают казусы, которые все чаще стали называть синдромом.

  В общем положительную динамику развития, к примеру, белорусско-литовских отношений, вдруг врываются неадекватные реакции официального Минска на вполне рабочие вопросы, которые возникают во взаимоотношениях двух стран. Так, неожиданно для Вильнюса белорусский МИД разразился жесткой нотой в его адрес по поводу возникших в разгар летних отпусков очередей за выдачей литовских виз. Странной воспринималась такая реакция особенно после успешных, как заверяли обе стороны, прошедших в Вильнюсе межправительственных переговоров. И назначения в Минск литовского военного атташе, работа которого призвана существенно дополнить спектр двусторонних отношений.

  Напомним, что отсутствие военного атташе в штате посольства Литвы в Минске было вызвано персоной бывшего в 1991 году начальника Вильнюсского гарнизона генерала Усхопчика, которого продолжают ждать в литовской прокуратуре.

  По некоторым данным, недоумение у литовцев вызывает и непоследовательность белорусской стороны в некоторых торгово-экономических вопросах. В частности, по использованию Клайпедского порта. В последнее время, Минск стал проявлять признаки ревизии ранее достигнутых договоренностей. Большие ожидания, причем со всех сторон, связываются и с новой ролью Литвы в Беларуси.

  С 1 сентября посольство Литвы в Минске станет на два года контактным посольством НАТО. Контактное посольство - неформальное представительство НАТО. Его обязанности - информировать широкую общественность соответствующих стран, СМИ, академические учреждения и сообщества, неправительственные организации о деятельности блока, его целях и задачах, а также поощрять сотрудничество соответствующего государства с НАТО. До 31 августа функции контактного посольства Альянса в Минске выполняет посольство Турции.

  По этому поводу МИД Беларуси сделал специальное заявление. В нем с удовлетворением был отмечен высокий уровень взаимодействия с посольством Турции в Минске, которое выполняло функции контактного пункта НАТО в Беларуси на протяжении последнего года. Однако среди многих общественных деятелей и наблюдателей существует мнение, что отличительной чертой работы турков в качестве представительства НАТО была крайняя пассивность и стремление контактировать исключительно с государственными структурами. Так что выбор в пользу Литвы, как нового представителя НАТО в Беларуси, был воспринят весьма положительно среди многих белорусских граждан - сторонников европейского выбора. А в определенных правящих кругах Беларуси, надо полагать, с тревогой могли воспринять новую роль соседней Литвы. Несмотря на все декларации об успешном развитии отношений с НАТО, в руководстве Беларуси продолжают доминировать советские стереотипы отношения к альянсу.

  

  Намерения ниже «пояса»

  Есть основания предполагать, что для белорусских властей все больше становится головной болью другой балтийский сосед - Латвия. В скором времени, как обещают ее политики, по аналогии с Польшей и Литвой, Рига должна принять свою программу по выстраиванию новых отношений с «новыми соседями» Евросоюза. Официальный Минск осудил стремление латвийских властей строить такие отношения с помощью учрежденной в Риге оппозиционной общественной организации «Открытая Беларусь» и финансирования нелегальной белорусской газеты.

  Не способствовали взаимопониманию между Ригой и Минском и серии заявлений, недавно сделанных внешнеполитическими ведомствами двух стран в адрес друг друга. Последнее из них - заявление главы МИД Латвии Артиса Пабрикса о том, что правительство Латвии в сотрудничестве с другими странами Евросоюза готово выделить средства на «развитие демократических реформ» в Беларуси. Оно не могло не вызвать элементов конфронтации между Минском и Ригой.

  В ответ белорусский МИД даже предупредил латышей о неких «адекватных мерах». Одни наблюдатели предполагают, что эти меры могут даже затронуть неким образом нового посла Латвии, приезд которого ожидается в ближайшее время. А другие - что белорусская сторона может пойти и на действия в сфере торгово-экономических отношений. Называется в качестве примера и Вентспилский порт, который загружен в значительной мере белорусским транзитом.

  Правда, в таком случае снова становятся труднопонятными слова Лукашенко о том, что «этот ”пояс“, как мы его часто называем, Балто–Черноморского региона, от Прибалтики, Беларуси до Черного моря через Украину - это весьма интересный политический и экономический вопрос. И здесь можно найти много конкретных проектов и приложения ума для наших правительств и для наших государств».

  Можно предположить, что минские стратеги станут пытаться активнее играть на конкуренции балтийских портов в Польше, Литве, Калининграде и Латвии. Не лишним будет напомнить, что упомянутый Балто-Черноморский «пояс» в историческом контексте почти всегда мыслился, как антироссийский кордон.

  Но у России свои игры с Евросоюзом. Одни эксперты считают, что роль Беларуси в них незначительна. А другие, что декларирование устремлений играть более самостоятельную роль в данном регионе все же будут безрезультатны до тех пор, пока политика руководства Беларуси будет претендовать на оригинальность, не имеющей никакого отношения к европейским ценностям.

  Видимо не стоит сомневаться, что при отсутствии каких-либо ощутимых реакций европейских политиков на сделанные в последнее время Лукашенко заявления, они были услышаны в Кремле. Уж тамошние аналитики должны были обратить внимание на тему Балто-Черноморского «пояса», которую Лукашенко решился назвать «весьма интересным вопросом».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: МиК

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.