Подводное танго гейши

На завершившемся неделю назад чемпионате Европы по водным видам спорта одной из главных сенсаций стало второе место российской солистки в синхронном плавании Натальи Ищенко. Судьи вдруг решили сделать золотой подарок к пенсии испанской спортсменке, которая уже заявила, что намерена вскоре завершить свою карьеру. О чувствах россиянки в этот момент арбитры, конечно, не думали.

– Наташа, синхронное плавание относится к тем редким видам спорта, где второе место представительниц России даже зарубежные специалисты считают сенсацией, а наши и вовсе провалом. Смешно, конечно. Но вы-то как всё это пережили?
– Смешно мне точно не было. Ужасно обидно! Но себя не корила – и техническую, и произвольную программы исполнила на своём уровне. И ещё одно моё чувство – изумление. Испанка четыре года исполняет одну и ту же программу, практически ничего в ней не меняя. По судейской логике получается, что синхронное плавание стоит на месте, не развивается, не совершенствуется. Странно.

– Музыка, которая сопровождает ваши программы, всегда полна драматизма. В ней воедино слиты и страдание, и сострадание. Серьёзные темы Сен-Санса, саундтрек из фильма «Страсти Христовы», наконец, композиция под названием «Мемуары гейши». Это выбор тренера, а вам, как хихикают некоторые из ваших коллег, всё равно подо что ногами над водой болтать или это часть вашего мироощущения?
– Основное слово в любом случае за тренером. Татьяна Евгеньевна Данченко считает, что программа должна и максимально сложной быть, и гармонировать с моей пластикой и способностью выталкивания из воды. Эти движения причисляют к моим сильным сторонам (изумительную пластичность Наташи и феноменальную, лучшую в мире её способность выталкивания из воды специалисты считают эталоном. – Ред.), а значит, их нужно подчеркнуть. Но мне важно чувствовать музыку. И когда в ней есть сострадание, это и мне ближе, и зрителям понятнее.

– Вам бывает жалко людей?
– Всех жалко. И людей, и животных, и цветы. Знаете, как обидно и больно за цветы, если их давно не поливали! А ещё, когда маленькой была, я нашла кошку бездомную. Она была больной и голодной. Мама ругала меня, а я всё равно её дома оставила, накормила и выходила, и потом эта кошка долго у нас жила и радовалась. И ещё у меня в детстве маленькая собачка была, пекинес по кличке Чарли. Очаровательное существо! Цветы люблю выращивать. Это же такая красота, что словами и не передать. Когда смотрю на красивые цветы, у меня поднимается настроение.

– Похоже, характер у вас совсем не нордический, хотя родом вы из Калининграда.
– Нет, не нордический, – глубоко и едва кокетливо вздохнула Наташа. – Татьяна Евгеньевна считает, что у меня покладистый, неконфликтный характер, правда, иногда слишком мягкий. Зато мама сразу была уверена, что добьюсь в спорте успехов, потому что целеустремлённая и творческая. Мама изначально говорила, что смогу выйти на высокий уровень либо в синхронном плавании, либо в художественной гимнастике. Как видите, она полностью права оказалась.

– Семья, вероятно, спортивная?
– Почти нет. Мама – врач, главврач Школы высшего спортивного мастерства в Калининграде. А младшая сестра позанималась было спортом, но потом посмотрела на меня и, похоже, решила, что пора ей с тренировками завязывать. А уж когда узнала, как я живу в Москве, тут же и навсегда ушла из спорта.

– Получается, вы тут одна живёте?!
– Ну, не совсем одна. Изначально-то я в Калининграде тренировалась – Лада Анатольевна Степанович учила меня нырять, задерживать дыхание под водой, выполнять различные упражнения. Потом на соревнованиях тренер Валентина Васильевна Теплякова пригласила в Москву. Я и приехала в 13 лет. Жила в общежитии на «Семёновской» с другими девочками. Потом меня Ася Давыдова (двукратная олимпийская чемпионка в дуэте с Анастасией Ермаковой. – Ред.) у себя приютила, потом с Настей Ермаковой жили, мы тогда уже у одного тренера были, Татьяны Данченко. А два года назад Федерация синхронного плавания двухкомнатную квартиру в Марьине сняла, где мы с подругой по сборной Олей Кужелой справили новоселье.

– То есть своего жилья нет?
– Что поделать, не квартироёмкий у нас вид спорта. Золотых медалей много стране даём, а квадратных метров для себя не завоевали. И платят не так, как в теннисе, деньги на квартиру мне ещё долго копить придётся.

– В группе у одного тренера не тяжело заниматься с Ермаковой и Давыдовой? Неужели не конкурируете?
– Так я же с 14 лет у Татьяны Евгеньевны тренируюсь. И перешла к ней, потому что знала – она воспитала Машу Киселёву (трёхкратная олимпийская чемпионка. – Ред.). Уже тогда понимала, что и после Киселёвой – Брусникиной у неё сильный дуэт будет. Да и мои результаты в гору пошли – когда пришла к ней, была 38-й в чемпионате России, а закончила сезон четвёртой. К тому же мы договорились, что в дуэте я пока выступать не буду. И Настя Ермакова моя подруга, мы с ней даже в один день родились, 8 апреля.

– Но с почти олимпийской разницей в три года. Вы иногда выступаете сейчас в дуэте со Светой Ромашиной. У вас нет дуэтных планов на Игры в Пекине? Соло же не является олимпийской дисциплиной.
– Если девочки надумают уходить из спорта, то возможно. Только не в Пекине, а на Олимпиаде 2012 года.

– Во время групповых упражнений иногда видно, как у вас изо рта пузырьки идут и губы шевелятся. Ругаетесь, поди?
– Вообще-то считаем вслух до восьми, чтобы с такта не сбиться. Но иногда и говорим что-то. А ругаться под водой не успеваем, это уж потом, изредка, от досады, когда азарт душу переполняет. Но быстро миримся, вы, пожалуйста, не делайте из моих слов сенсационных выводов в газете.

– За счёт чего побеждают подопечные тренера Данченко?
– Благодаря качеству и интенсивности тренировок. Накануне важных соревнований они порой длятся по восемь часов. В Калининграде, например, я тренировалась пару часов в день, а в Москве сразу вошло в привычку в обычные дни заниматься в среднем по четыре часа в день. Шесть дней в неделю. Плюс соревнования, конкуренция, общение с сильными спортсменками. Вот и растёт мастерство. Хотя, конечно, одно только расписание моих тренировок повергает в шок людей далёких от спорта. Да и моя младшая сестра, когда узнала, что свободного времени на «гражданское» общение с людьми у меня порой остаётся пять-шесть часов в неделю, схватилась за голову. Но, повторюсь, благодаря такому труду и растёт класс спортсмена.

– И, наверное, за счёт оснащённости спортбаз? Нет квартир, так есть, вероятно, отличные условия для тренировок?
– Как бы не так! У нас даже в Москве базы нет. Есть бассейны спорткомплекса «Олимпийский», «Труда», АЗЛК. Но, во-первых, вода там очень дорогая. Во-вторых, нам нужны глубокие ванны, до шести метров в глубину. Необходимы и залы для занятий общефизической подготовкой. Вот и приходится проводить сборы в Подмосковье. Почти круглый год мы живём в пансионате футбольного клуба «Сатурн» и тренируемся в Раменском. Изредка выезжаем в Туапсе, где готовимся в стареньком бассейне пионерлагеря «Орлёнок», и совсем редко – за рубеж.

– Наташа, помимо своего вида, вы интересуетесь или следите за какими-то спортивными дисциплинами?
– Конечно! Прежде всего это художественная гимнастика и фигурное катание. Из родственных видов – прыжки в воду. Плавание, честно говоря, не очень. Не сочтите за бахвальство, но мне всегда казалось, что мы воде роднее, чем пловцы, у них, например, дыхание послабее нашего, сил поменьше. Это у мужчин, у девчат – тем более. Ну, и футбол. На последнем чемпионате мира я за Францию болела, а Татьяна Евгеньевна – за Бразилию.

– Вы отдыхать где любите, на море?
– Да. Мой родной Калининград – морской порт. Только на море я в основном загораю на пляже. Купания мне и на тренировках в течение года вполне хватает.

– А если в море ныряете, золотых рыбок не встречаете?
– Пока не довелось.

– Коли доведётся, что у золотой рыбки попросите?
– Спортивный центр. С глубокими бассейнами, специализированным размером ванны. С двумя залами – для занятий хореографией и акробатикой. С сауной, комфортной гостиницей, комбинатом питания, вечерним кафе. Причём в роли золотой рыбки, подозреваю, вполне мог бы выступить Москомспорт. И нырять лишний раз не потребуется.

Справка :

      Наталья Ищенко родилась 8 апреля 1986 года в Смоленске, но через два месяца семья переехала в Калининград. С 1999 года живёт в Москве. Рост 175 см, вес 50 кг. В сборной с 2002 года, заслуженный мастер спорта. Шестикратная чемпионка мира, трёхкратная чемпионка Европы, двукратная обладательница Кубка мира, обладательница Кубка европейских чемпионок, многократная чемпионка России. Двукратная вице-чемпионка мира, двукратная вице-чемпионка Европы. Пятикратная чемпионка мира среди юниоров.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Гудок

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.