"Билайн" будет строить и передавать. На Северо-Западе

За прошедший финансовый год абонентская база оператора увеличилась с 11,44 миллиона до 26,58 миллиона, а доля на российском рынке возросла более чем на 3%. Отметим, доля «ВымпелКома» на российском рынке оценивалась в 34,8% на конец 2004 года (этот же показатель на конец 2003 г. составлял примерно 31,5%). В четвертом квартале 2004 года зафиксирован рекордный рост абонентской базы оператора, который был достигнут преимущественно благодаря общему росту абонентской базы в регионах России, в том числе в результате проведения в декабре 2004 года рождественских и новогодних акций. Общий рост абонентской базы в 2004 году – более 15 миллионов новых абонентов – был обусловлен началом осуществления «ВымпелКомом» деятельности в 19 новых регионах России и в Казахстане, расширением зоны охвата и улучшением качества обслуживания, а также реализацией активной маркетинговой стратегии. Доля региональных абонентов выросла с 7,5 миллиона в 2003-м до 18,5 миллиона – в 2004 году.

Зафиксировано существенное улучшение годового показателя оттока в 2004 году. Снижение оттока в 2004 году до 29,6%, по сравнению с 39,3% в 2003-м, обусловлено, главным образом, ускорением роста абонентской базы и реализацией эффективных мероприятий по снижению оттока абонентов. Поскольку российский рынок продолжает развиваться, и компания переориентируется на удержание существующих абонентов, а не привлечение новых, управление оттоком остается одной из первоочередных задач «ВымпелКома».

В 2004 году MOU оператора (средний трафик на одного абонента) был стабильным с учетом изменений в результате действия сезонных факторов от квартала к кварталу. В 2004 году MOU составил 96,5 минуты, что на 7,5% выше, чем 89,8 минуты, зафиксированных в 2003 году. С другой стороны, имело место снижение ARPU (показатель доходности одного абонента) на 25,5% с $13,7 в 2003-м до $10,2 в 2004 году. В четвертом квартале 2004-го ARPU снизился приблизительно на 15% по сравнению с третьим кварталом 2004 года. Такое снижение, по словам представителей компании, произошло, в первую очередь, из-за снижения средней цены минуты. Оно было обусловлено давлением со стороны конкурентов, особенно в четвертом квартале 2004 года, и ростом доли региональных абонентов, которые давали более низкий ARPU, чем абоненты в Москве.

Совокупные капиталовложения «ВымпелКома» в 2004 году составили около $1 680,9 млн, при этом $1 242,0 млн капиталовложений пришлось на закупку имущества и оборудования и $438,9 млн – на приобретение новых компаний.

Что касается Петербурга, здесь основными достижениями стали преодоление миллионного рубежа абонентской базы, значительное развитие зоны покрытия сети и введение ряда новых маркетинговых предложений. Абонентская база «Билайн» в Петербурге на данный момент составляет 1 150 тыс. человек. С апреля 2004-го по апрель 2005 года количество абонентов увеличилось более чем в два раза. На конец марта 2005 года рыночная доля «Билайн» в Петербурге, по некоторым оценкам, составляла 18,8%. В марте, апреле, июле, сентябре 2004 года и январе, феврале 2005 года «Билайн» лидировал по абсолютному приросту абонентской базы.

За 2004 год и первый квартал 2005 года сетью оператора были охвачены все крупные населенные пункты Ленинградской области, основные трассы, улучшено качество обслуживания в Петербурге, запущена сеть на девяти станциях метрополитена. На данный момент в зону обслуживания «Билайн» входят города Петербург, Будогощь, Волхов, Всеволожск, Выборг, Высоцк, Гатчина, Ивангород, Кингисепп, Кириши, Кировск, Отрадное, Шлиссельбург, Лодейное Поле, Луга, Сосновый Бор, Подпорожье, Колпино, Красное Село, Пушкин, Павловск, Петродворец, Ломоносов, Тосно, Тихвин. Сетью покрыты трассы M10 (Скандинавия-Москва), M18 (Петербург – Мурманск на участке Петербург-Кировск – Волхов - Лодейное Поле - граница Ленобласти и Карелии), Е-95 (Петербург – Гатчина – Луга - граница Ленинградской и Псковской областей), Е20+Р38 (Таллинская на участке Петербург – Кингисепп - Ивангород) и А129 (Приозерская – на участке Петербург – Приозерск - Кузнечное).

Дилерская сеть выросла за год примерно на 30% и в настоящее время комплекты сотовой связи «Билайн» возможно приобрести в 1800 дилерских салонах. Карты оплаты услуг оператора сейчас доступны в 5000 точках продаж.

Кроме того, в прошедшем году петербургский филиал активизировался на корпоративном рынке – здесь был выпущен модифицированный тарифный план «Компания +», подразумевающий адаптацию для нужд различных видов бизнеса. Отличием в корпоративной тарифной политике оператора стало сегментирование бизнес-клиентов на представителей крупного, среднего и малого бизнеса. Соответственно каждому сегменту оператор старается предложить наиболее актуальные условия.

Среди наиболее ярких маркетинговых предложений оператора в прошедшем году стоит отметить тарифный план Би+ Тайм Любимое Лето. В свое время доля новых подключений к нему составляла порядка 99%, сейчас же, по словам директора петербургского филиала «Билайн» Игоря Заруднева, на этом тарифе обслуживается примерно 20% абонентов. Подавляющее большинство клиентов компании предпочло другой тариф – Би+ GSM, который стартовал в Петербурге с началом зимы. «У обоих предложений есть свои особенности – «Любимое Лето предлагает возможность совершать звонки на любимые номера за $0,01, тогда как Би+ GSM предусматривает звонки на мобильные от $0,03», - отмечает Игорь Заруднев. Кроме того, следует отметить безлимитный тарифный план Супер+ GSM для Петербурга и Ленинградской области за $2 в день.

Планы оператора на следующий год остаются в русле дальнейшего развития сети. Так, к грядущему лету планируется охватить все садоводства, при этом сеть «Билайн» уже присутствует в большинстве из них. Кроме того, если сейчас сеть оператора действует на 11 станциях метрополитена, уже в течение следующих двух недель будут охвачены 27 станций. Полное покрытие подземки планируется завершить к концу 2005 года.

В июне оператор планирует запустить в коммерческую эксплуатацию технологию EDGE в Петербурге – отметим, что де-факто уже треть базовых станций «Билайн» поддерживает эту технологию, и, по мнению специалистов, абонент может воспользоваться ею и сейчас. На данный момент порядка 20% абонентов «Билайн» являются пользователями мобильного доступа в Интернет. Кроме того, оператор планирует расширение спектра допуслуг – по данным spbIT.ru, в ближайшее время в этом направлении стартует новый проект.

Также в перспективах развития оператора расширение зоны обслуживания на города
Бокситогорск, Пикалево (второй-третий кварталы 2005), покрытие трасс Волхов-Тихвин-граница Ленобласти, Петербург – Зеленогорск – Приморск и Дороги Жизни. Техническое развитие включит в себя запуск третьего коммутатора и локального SMS-центра.

Регионы Северо-Запада, куда «Билайн» начал активно продвигаться лишь прошлым летом, демонстрируют различные темпы роста. Так, на третьем месте после Петербурга и Калининграда, где, напомним, «Билайн» является историческим лидером и держит 47% рынка, находится Архангельск, где оператор владеет примерно 100 тыс. абонентов, что составляет 15% рынка. По мнению директора Северо-Западного филиала ОАО «ВымпелКом» Андрея Елисеева, такой результат обусловлен ситуацией, сложившейся на местном рынке: здесь достаточно поздно появились другие операторы и, несмотря на значительный отрыв Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон», он лидирует тут с меньшим отрывом, чем в других регионах. Например, в Мурманске «МегаФон», по некторым оценкам, держит более 80% рынка, а «Билайн» - около 8%. Похожая ситуация в Вологде и Череповце. В Пскове лидирует МТС, также с более чем 60% рынка, у «Билайна» тут порядка 11% абонентов. В Новгороде, где «Билайн» присутствует достаточно давно, у него 20% рынка, а лидером здесь также является «МегаФон» с практически 50%. В Карелии, наименее приспособленном для развития сотовой связи регионе (здесь плохо развита инфраструктура и большая часть населения рассредоточена по деревням), традиционно лидирует «МегаФон» с 60% рынка, «Билайну» тут принадлежит 11%. Одной из наиболее ярких акций оператора стало предложение для роумеров Северо-Западного региона «В гостях, как дома». Его суть в том, что все звонки абонента, который находится в роуминге внутри региона, осуществляются по домашним тарифам. Основными пользователями этой услуги стали абоненты регионов, приезжающие в Петербург.

Корпоративный рынок регионов также остается полем для деятельности оператора. Отметим, в Калининграде «Билайн», по оценкам Андрея Елисеева, владеет 60-70% этого рынка. При этом на региональных рынках, как и в Петербурге, оператор планирует и далее продвигать свой модернизированный корпоративный тариф «Компания +».

Основными направлениями развития станут, по словам Андрея Елисеева, строительство сети, расширение абонентской базы, а также введение новых допуслуг.
Источник: spbIT.ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.