Региональный рейс

Петербургские телекоммуникационные компании активно выходят за пределы города: точкой роста для них становятся региональные рынки Северо-Запада

Интерес мобильных операторов к региональным рынкам сейчас более чем понятен: в Петербурге и Ленинградской области уровень проникновения сотовой связи скоро превысит 100% (по различным оценкам, сегодня он достиг 96-99%). В Северо-Западном регионе зона охвата составляет от 40% (в Псковской области) до 70% (в Мурманской). Операторы фиксированной связи при выходе на региональные рынки мотивированы теми же причинами - петербургский рынок тоже фактически поделен. Правда, сотовые компании активно осваивают Северо-Запад в течение долгого времени, тогда как для игроков, занимающихся фиксированной связью, гонка только начинается.
Сотовая картография

Региональная экспансия петербургских GSM-операторов началась достаточно давно. Первым двинулся в этом направлении "Северо-Западный GSM" (ныне Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон"), который стартовал в Петербурге в конце 1994 года и приступил к освоению северо-западных рынков в 1997-2001 годах. Остальные операторы "большой тройки" выходили на Северо-Запад после закрепления в Петербурге.

В свое время сильные позиции на региональных рынках занимали местные операторы, которые работали в основном в аналоговых стандартах - NMT-450 или AMPS/DAMPS. Сейчас эти активы раскуплены: NMT-компании по большей части отошли холдингу " Скай Линк", который на их основе строит сети стандарта CDMA-450. Сейчас эти сети запущены в Петербурге, Мурманске, отдельные представительства работают также в Новгороде, Пскове и Петрозаводске.

Очередность выхода игроков на региональные рынки фактически и определила их нынешние позиции - на Северо-Западе в целом лидирует "МегаФон", контролируя около 45% рынка. Однако есть исключения. Так, в Калининграде первое место занимает " Билайн" (в 2002 году под его контроль полностью перешел первый местный GSM-оператор "Экстел"), а " Мобильные ТелеСистемы" стали лидером в Пскове (здесь им принадлежит около 60% рынка) и Коми, где они появились раньше "МегаФона" - еще в 2002 году.
Область сбыта

Рынок сотовой связи на Северо-Западе активно развивается. Так, если, по данным iKS-Consulting, на конец июля 2004 года уровень проникновения здесь составил 54%, то сейчас - уже 78%. При этом по итогам 2004 года Петербург, Мурманск и Калининград по уровню проникновения прочно заняли места в первой пятерке топ-10 российских регионов (вторая, третья и четвертая позиции соответственно). В апреле этого года совокупная абонентская база сотовых операторов "большой тройки" в регионе преодолела отметку 10 млн подписчиков, из них 6 млн - в Петербурге и Ленобласти.

Сейчас абонентские базы GSM-операторов перераспределяются между Петербургом и регионами. Так, из 4,6 млн абонентов компании "МегаФон" около 3 млн находятся в Петербурге. "Мобильные ТелеСистемы", которые недавно подключили четырехмиллионного абонента на Северо-Западе, в конце апреля объявили, что в Петербурге появился двухмиллионный подписчик. Таким образом, у этой компании разрыв между количеством "столичных" и региональных абонентов невелик.

Есть еще один важный показатель - количество новых подключений. Для перечисленных операторов "большой тройки" паритет остается за Петербургом и региональными рынками. Ранее город и Ленобласть пополняли основную базу новых абонентов, сейчас это уже не так. В частности, как отметил коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Николай Деменчук, сегодня в компании половина новых подключений совершается за пределами Петербурга. "В прошлом году это соотношение было 45:55 в пользу Петербурга. Можно смело прогнозировать, что ситуация будет меняться в пользу регионов", - сказал Деменчук. "В этом году основной спрос на новые подключения переместится на региональные рынки. Мы отчетливо видим эту тенденцию. Так как здесь явно активизируются и другие операторы, то расстановка сил может измениться уже к концу года. Наша стратегическая задача - удержать треть рынка, которую мы сейчас имеем", - говорит директор по маркетингу макрорегиона "Северо-Запад" ОАО "Мобильные ТелеСистемы" Руслан Гурджиян.

У "Скай Линка" прирост абонентов в регионах объективно меньше, чем у GSM-операторов. "В то время как абонентская база петербургской и московской сетей "Скай Линка" исчисляется сотнями тысяч, в северо-западных регионах она редко превышает сотни абонентов. Это закономерно, поскольку связь "Скай Линка" ориентирована на клиентов, чьи расходы на связь превышают 30 долларов в месяц", - говорит Кирилл Волошин, пресс-секретарь ЗАО "Дельта Телеком" (сеть "Скай Линк").
Фиксированный всплеск

Для операторов фиксированной связи причина активизации рынков за пределами Петербурга, в принципе, та же самая, что и для "сотовиков": городской рынок насыщен и все крупные клиенты уже давно поделены.

Другая причина - приход в регионы крупных столичных заказчиков. "Активизация операторов связи на региональных рынках продиктована временем. Крупный российский бизнес перестает замыкаться в одном городе и стремительно расширяет свою географию. Соответственно, развиваются и операторы связи. Кроме того, большие компании и банки, опробовав в городе преимущества решений корпоративных сетей связи, пытаются клонировать наработанные схемы по всей территории страны. У них появляется потребность в получении привычных услуг с привычным качеством и желательно от привычного партнера", - рассказывает менеджер по маркетингу компании "ПетерСтар" Ян Столяр.

Первыми заинтересовались региональными рынками ныне уже не существующие петербургские филиалы предприятий "Совинтел" и "Коминком-Комбеллга", которые были куплены и поглощены компанией "Голден Телеком". Благодаря поглощению петербургский представитель этой компании смог присутствовать практически во всех крупных центрах Северо-Запада (Великий Новгород, Псков, Вологда, Петрозаводск, Сыктывкар, Мурманск и Архангельск), а также в большинстве их областных городов.

Другим оператором, который активно действовал на региональном рынке, был "Эквант". Правда, компания не пошла по пути открытия собственных узлов связи, а стала развивать партнерскую сеть, которая была сформирована уже к 2000-2001 годам. Собственные выносные узлы были организованы в двух городах - Вологде и Череповце.

Весной прошлого года настоящей сенсацией стало объявление компании "ПетерСтар" о покупке 80% акций ОАО "Псковская городская телефонная сеть". Эта сделка ознаменовала старт региональной экспансии оператора. Затем "ПетерСтар" успела приобрести еще две компании - "Аспол-Диамант Мурманск" и "Телеком Западное Пароходство" (Калининград).

Что касается "Северо-Западного Телекома" (СЗТ), то после смены топ-менеджмента в конце 2003 года компания взяла курс на активизацию на высокодоходных рынках, в первую очередь в корпоративном сегменте. Это коснулось не только петербургского, но и региональных рынков. "Стратегия развития компании на Северо-Западе связана с нашей общей программой активизации на корпоративном рынке. Мы полагаем, что современные услуги, ориентированные на деловой сектор, должны обеспечить значительный вклад в рост доходов компании", - отмечают в пресс-службе СЗТ. При этом СЗТ тоже начинает покупать региональные активы. В феврале компания приобрела пакеты в операторах "Новгород Дейтаком" и "Новгород Датаком", выложив за них 2,3 млн долларов.
Гонка впереди

Однако основная гонка еще впереди. Как сообщил генеральный директор компании "ПетерСтар" Виктор Кореш, компания не планирует останавливать экспансию и рассматривает варианты новых приобретений. Названия не раскрываются - с целью избежать "ненужного ажиотажа". О подобных планах сообщили и в СЗТ. Ближайшими приобретениями СЗТ аналитики считают "Колателеком" и "Парма Информ", крупных альтернативных операторов в Мурманске и Сыктывкаре (СЗТ принадлежит по 50% акций этих компаний).

Могут активизироваться на региональных рынках и другие крупные петербургские игроки. "Безусловно, рынок Северо-Запада для нас очень интересен. В первую очередь его перспективность связана с тем, что большое количество крупных клиентов "Метрокома" развивают свой бизнес, в том числе за пределами Петербурга. Мы предоставляем нашим клиентам услуги в ряде регионов Северо-Запада и сейчас анализируем возможность развития бизнеса в некоторых из них, хотя точные объявления делать пока преждевременно", - сообщил коммерческий директор компании "Метроком" Денис Смирнов.

Активным игрокам есть за что бороться - объемы областных рынков услуг связи Северо-Запада, по оценкам iKS-Consulting, колеблются от 26 млн долларов в Псковской области до 44 млн в Калининградской.
Источник: Эксперт Северо-Запад

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.