Система мегалогистического развития России

Сегодня в рамках Всероссийской конференции "Контейнерные перевозки в России и СНГ" советник министра транспорта Рашад Гусейнов презентовал новую федерально-интегрированную гео-информационную Систему мониторинга транспортной инфраструктуры.

В рамках этой системы в России будет создано порядка 15 ключевых логистических центров – "хабов", сообщает корреспондент ИА "РЖД-Партнер.Ру". Система будет построена по западному принципу "hub-and-spoke" ("втулка-и-спица"). Такими ключевыми центрами станут Калининград, Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Новороссийск, Нижний Новгород, Волгоград, Астрахань, Махачкала, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Владивосток и Находка. Рашад Гуссейнов сообщил, что, в связи с тем, что сейчас оборот мировой торговли составляет порядка $2 трлн. и будет расти. (Только грузооборот между США и странами Азиатско-Тихоокеанского региона составляет $1 трлн. и в рамках этого товарооборота проходит порядка 14 млн. контейнеров в год.) Россия должна принять максимальное участие с этой логистической цепочке. В первую очередь Минтранс решил сконцентрироваться на четырех основных хабах. Это Новороссийк Мурманск, Владивосток и Москва. Это именно те точки, которые, как он считает, сегодня подошли к потолку своего грузооборота и нуждаются в экстренном развитии.

На Московском узле планируется Центральная кольцевая автодорога, которая будет находиться примерно в 50-80 км от МКАДа, так называемая "бетонка". Конкурс на технико-экономическое обснование проекта ЦКАД уже прошел. Его протяженность будет около 440 км. Часть участков ЦКАД будет платная. Главная задача ЦКАД – вывести с территории Москвы грузовые терминалы. "На новом кольце будет создано 11 мегалогистических, центров", - отметил Гусейнов. Срок окупаемости ЦКАД, по его прогнозам, составляет порядка 20 лет. Инвестиции в проект должны составить около $1 млрд. до 2010 года.

По поводу развития логистического хаба в Мурманске он сообщил, что в 2004 году объем перевалки составил 20,4 млн.тонн. Ожидается, что она будет расти на 10-15% в год. Развитие Мурманского порта заключается в планах строительства двух терминалов в самом порту, а также в развитии западного побережья Кольского залива. Там должна быть реконстриурована нефтебаза – объем переработки нефти на ней должен достигнуть 25 млн.тонн нефти в год. Более того, Гусейнов сообщил, что в Мурманске необходимо строительство новой ветки железной дороги, протяженностью 27 км на участке Мурманск-2 – Лавна. Стоимость прокладки этого участка составляет $256 млн. Вопрос строительства этой ветки предварительно уже согласован с ОАО "РЖД".


По поводу развития Дальневосточного логистического центра Гусейнов сообщил, что там будет возведен Южный портовый терминал, который будет ориентирован на прием контейнерных грузов. Ориентировочная стоимость строительства - $18,4 млн. При этом Гусейнов заметил, что окончательное право собственности на все новые терминалы, не смотря на участие в проектах частных инвесторов, в конечном счете должно остаться у государства. Гуссейнов отметил, что строительство контейнерных терминалов на Дальнем Востоке призвано, в частности, привлечь инвестиции в развитие Транссибирской магистрали, поскольку многие ее участки не отвечают современным требованиям и не позволяют увеличить пропускную способность Транссиба.


"По всем перечисленным проектам проведены переговоры с компаниями-инвесторами," – пояснил Гусейнов. В частности, в проекте строительства ЦКАД уже выразило желание принять участие ОАО "ИнтерРос". В развитии контейнерных терминалов планируют участвовать банки "УралСиб" и "Инвестсбербанк. На развитие нефтеразливного терминала в Мурманске согласились выделить средства компании "АрктикШельфНефтеГаз" и "Синтез".

Среди приоритетных проектов Минтранса - транспортный обход Новороссийска, строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, который должен соединить Морской порт "Санкт-Петербург" с магистралью Москва-Петербург, а так же расширение трассы Москва-Дон. Советник министра транспорта сообщил, что сейчас ведутся работы по разработке технико-экономического обоснования всех этих проектов, которые должны быть вынесены на рассмотрение правительством в конце 2006 года. Советник министра транспорта сообщил, что ожидаемая доля частных инвестиций во все эти проекты составялет от 30 до 50%.
Источник: РЖД-Партнер

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.