Все модные штуки: Антон Сагаль о проекте благоустройства ул. Баранова

Антон Сагаль презентует концепцию благоустройства ул. Баранова
Антон Сагаль презентует концепцию благоустройства ул. Баранова
Все новости по теме: Городской облик

В Калининграде с новой силой разгорается скандал вокруг благоустройства улицы Баранова, подготовка к которому началась на днях. Предприниматели, работающие на Центральном рынке, утверждают, что их никто не предупредил о перекрытиях и что они терпят от этого убытки. Пока что работы на огороженном участке решено приостановить. Дизайн-проект благоустройства улицы Баранова и Озёрного проезда разрабатывал архитектор Антон Сагаль совместно с архитектором Ольгой Балакиревой и калининградской студией «Архитектурная мастерская S.P.A.C.E." под патронажем КБ «Стрелка». 300 млн рублей на реконструкцию улицы выделены по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева из Фонда Единого института развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ» (так теперь называется АИЖК).

В конце марта в Калининграде в рамках подготовки к форуму «Среда для жизни: всё о жилье», который должен пройти в мае, московский институт «Стрелка» провёл серию публичных лекций и воркшопов, посвящённых архитектуре и градопланированию. В том числе Антон Сагаль рассказал о своём дизайн-проекте благоустройства улицы Баранова. «Недвижимость Нового Калининграда» публикует выдержки из его презентации.

О существующем положении

Существующее положение, наверное, хорошо вам знакомо, потому что многие люди там постоянно ходят и хорошо представляют, что это вообще — улица профессора Баранова. Причем ее участки очень разнообразны. Если смотреть между университетом и торговым центром «Акрополь» — это совершенно другая картина по сравнению с участком между рынком и бывшим Домом техники (ТЦ «Эпицентр — прим. ред.). Мы здесь можем наблюдать, что не только проблемы разнятся, но и сам характер пространства отличается, тот же масштаб очень сильно отличается. Либо присутствие в том или ином виде каких-то локальных ключевых объектов, как, например, бывший Дом техники, либо бывшие казармы, которые сейчас Центральный рынок. Это архитектурные сооружения, достаточно важные с исторической точки зрения, имеющие свой колорит, свой масштаб, банально свой цвет, свою текстуру, свою фактуру. Из этого можно выявить не только проблемы, но и какой-то потенциал. Либо брусчатка, такая сакральная вещь для Калининграда, и это необходимо учитывать.

1.JPG

Я делаю акцент именно на общественном пространстве, потому что, по моему мнению, и не только по моему мнению, общественные пространства сегодня — это действительно то, что становится архитектурой сейчас, и это важно понимать архитекторам. Это архитектура, которая требует соответствующего внимания и, возможно, таких риторических вызовов, попытки переворачивать наше восприятие. Особенно, как мне кажется, это актуально для постсоветских городов с нашими пространствами, с нашими пустотами, с нашим потенциалом, про который все говорят, но который очень часто звучит «пусто», потому что дальше потенциала мы никуда не движемся. Мне кажется, особую роль, особенно в постсоветских городах, могут и должны играть общественные пространства.

Часть Баранова от площади Победы до Иванникова

Я попытался решить проблему взаимоотношений между сквером и тротуаром, потому что сейчас сквер немного вылезает на тротуар, линия тротуара непонятна. И мне показалось важным сделать эти ограничения, решив тем самым и входы в сквер, и плюс ко всему разместить места для отдыха, как запрограммированные, так и не запрограммированные — например, возможность присесть на ограждение, которое может использоваться неформально.

Переходя к дороге, к проезжей части, предложение было опустить тротуар на несколько сантиметров вниз, чтобы сделать эту поверхность единой. Там проводятся какие-то мероприятия, ярмарки, и мне показалось важным, целесообразным дать определенное единство этому пространству. Когда у нас не существует барьеров (даже в 5 см — это всё равно может быть барьер), пространство используется совершенно иначе. И плюс ко всему, пешеходы все равно будут пересекать его там, где этого захочется. Это не говорит о том, что мы не предусмотрели пешеходные переходы, но мы пытаемся предугадать, как это пространство живет, наблюдая и анализируя.

2.JPG3.JPG4.JPG

Перемещаемся к торговому центру. И здесь я бы хотел заострить внимание на присутствующей проблеме в наших городах, что часто цокольные этажи находятся выше уровня земли. Точнее, не цокольные, ведь они уже будут приподнятые. В частности, здесь — не знаю почему — цокольный этаж был спроектирован выше. С одной стороны, это было проблемой, с другой стороны, это помогло обозначить, каким образом может это здание контактировать непосредственно с поверхностью. И была идея, решив эту разницу, создать что-то вроде террас. Отдаленно они могут даже напоминать кёнигсбергские террасы, которые находились при входах в том же Альтштадте или на острове Кнайпхоф. Но это всего лишь такая романтическая референция. Естественно, ничего общего с этим нет. Здесь есть конкретные проблемы, которые необходимо решить, и конкретные возможности, которые мы хотели бы предоставить. То есть это может становиться пространством, площадкой для летнего кафе. Это может быть зеленой клумбой, которая дает определенный уровень комфорта. Это попытка через проблему найти какие-то особенности и задать какую-то структуру этому пространству, и обогатить его тем самым.

[Мы использовали] современные фонари. Мы постоянно рефлексируем и размышляем на тему присутствия памяти в Калининграде, но в данном случае, например, там существуют исторические фонари. Нам показалось, что если мы будем использовать что-то современное, не факт, что это что-то испортит, может, даже обогатит. Как раз цель в том, чтобы через прецеденты, которые существуют в Калининграде, попытаться создать прецеденты иного рода, потому что сейчас единственные прецеденты, которые задают тренды в Калининграде, — это такой историзм, и не всегда очень высокого качества. Есть попытка задать определенную риторику, дискуссию.

Пространство заметно меняется. Очень простой профиль, но оно функционирует совершенно по-другому. Единое пространство, променад, террасы, места для отдыха, и так далее.

Часть между ТЦ «Акрополь» и корпусом КГТУ

Следующее пространство — между торговым центром «Акрополь» и университетом (КГТУ — прим. ред.). Принципиально важно, что этот университет практически невидимый. Сколько я жил в Калининграде, я практически не замечал его. Мне показалось важным его обозначить и как раз сделать пространство, которое бы работало именно на этот университет, соединяло между собой как торговый центр «Акрополь», так и университет. И я попытался представить это пространство таким образом. Кстати говоря, в левом углу я разместил кафе, которое назвал «Черничный кот», потому что одна моя хорошая подруга, которая обладает, к сожалению, не очень хорошим зрением, постоянно проезжала на автобусе в одном месте по городу, и видела название «Черный кот», и говорила: «Какое классное кафе — „Черничный кот“», потому что не могла его разобрать. Потом приблизилась и разочаровалась, потому что это стало скучно. И я подумал, что было бы классно это вставить, потому что это Калининград, это я чувствую. И когда я делаю это изображение, я в какой-то степени проектирую, в какой-то степени проецирую и наполняю такими микроисториями, фон для которых мы и должны создать. То есть мы должны создать условия там, где могут происходить такие вещи, такие случайности.

5.JPG6.JPG7.JPG8.JPG 

Идея заключалась в чем? Важным аспектом была поверхность, но начнем с того, как это пространство работает сейчас. Мы имеем дорогу, достаточно хорошо выложенную брусчаткой, шириной в 13 метров, и она даже не всегда заполняется автомобилями. Совершенно непонятно, какую функцию она несет. Тротуары очень маленькие, в определенных местах прерываются. Предложение же было перейти к схеме, где пространство становится единым, где машины занимают свою роль, свою площадь, используют ее функционально, потому что есть гигантская парковка внутри торгового центра «Акрополь». И совершенно спокойно через это пространство они попадают наверх. Но основной акцент делается все-таки на пешеходах, потому что пешеходы создают жизнь, дают городу жизнь. Предусматривается въезд в парковку, пространство для разворота, и пешеходная часть, куда транспорт не может попасть.

Другой важный аспект этого пространства, возвращаясь к теме брусчатки, которая так важна в Калининграде, — мне задавали вопрос: «Как думаешь, как воспримет твое предложение торговый центр „Акрополь“? Потому что они вкладывали деньги в эту дорогу, потому что они реализовывали ее. И они будут не очень рады тому, что ты пытаешься сейчас взять и все изменить, убрать их дорогу». Это был очень хороший вопрос. Я подумал и сказал: «Они должны, наверное, поблагодарить нас, потому что мы предлагаем напротив их здания создать общественное пространство. Мы знаем, какая конкуренция среди торговых центров в Калининграде, и, возможно, они прекратят пытаться имитировать изнанку, город внутри себя, и начнут инвестировать во внешние пространства, которые находятся вокруг них. Возможно, это станет их конкурентным преимуществом. Эта идея, в принципе, понравилась моему собеседнику, и мы поэтому остановились на таком решении.

Плюс ко всему, я предложил использовать ту брусчатку, которая есть, но как бы расширить ее на все существующее пространство. Естественно, ее не хватало, поэтому в дополнение мы предложили заполнить пустоты при помощи бетонных плит. Если будут необходимые инвестиции, то это может быть и гранит. Но смысл в том, чтобы использовать уже существующие материалы, и попытаться придать им дополнительную ценность, через которую мы сможем дать дополнительную ценность всему пространству.

Опять же деревья, велопарковки, все модные штуки. Лавочки. Мы продумывали, как это может быть. Нам не было очень интересно ставить там обычные лавочки. Нам было интересно сделать там нечто необычное и слегка выходящее за обыденное восприятие. Лавочка, которая в то же время может быть и пространством, и подиумом. То есть нечто большее. Задать какие-то пустоты именно функциональные, которые постепенно будут наполняться, потому что именно здесь и происходит городская жизнь.

Часть между «Эпицентром» и Центральным рынком

Из «шанхая» в руины: что происходит с Центральным рынком и вокруг него

Следующий участок — думаю, вы можете узнать современный «Эпицентр», бывшее здание Дома техники, и Центральный рынок. Я думаю, что вы не можете узнать Центральный рынок, потому что сейчас этого фасада просто не видно. Но, поверьте на слово, он примерно так и выглядит. Ну, не примерно так, а его нужно привести в порядок. Но много чего сохранилось. Это историческое здание. Если походить и присмотреться, то можно все это разглядеть.

В чем была основная идея? Давно уже у нас дискуссия в калининградском обществе по поводу того, что необходимо что-то делать с этими павильонами, и, скорее всего, так или иначе, свой век они доживают. Время постепенно меняется, и такого рода объекты будут неизбежно вытесняться из города. В то же время, естественно, у рынка есть свои интересы, и необходимо было учитывать их. Идея была в том, чтобы разделить зоны, разделить все пространство, которое достаточно широкое, на функциональные зоны, чтобы у нас было ясно выраженное и простое пространство для автомобилей, которое предусматривало бы и линейную парковку, и спокойный транзит. Совершенно ясное пространство непосредственно променада. Ярко выраженное, с красным кирпичом, возможно в какой-то степени интерпретирующее тему Кёнигсберга. Но скорее условно.

9.JPG10.JPG11.JPG12.JPG 
И клумбы, которые разделяют пространство, примыкающее к зданию рынка, создавая тем самым что-то вроде террас. То есть мы постоянно сохраняем визуальную связь, но в то же время мы задаем ясный ритм, как это пространство должно функционировать, как это пространство должно восприниматься.

Плюс очень важный элемент — деревья. Идея была в чем? Протесты всевозможные, связанные с брусчаткой, протесты всевозможные, связанные с вырубкой деревьев, отсутствие структурных элементов, как деревьев, в городской среде калининградской навело на тот факт, что возможно нам нужно попытаться создать какую-то особенную ценность, которую люди могли бы защищать, ценность, которую они могли бы быстро совершенно понять, ценность, которую нельзя пожертвовать и которую не так просто уничтожить. В данном случае предложение сделать липовую аллею — нам показалось это целесообразным, потому что тогда мы дадим нечто большее этой улице, нежели новую поверхность, нежели новую плитку. Мы дадим какую-то дополнительную ценность. И ценность в этом отношении не в самом дереве, а в том эффекте и в том пространстве, которое оно создает.

Что мы предлагаем? Мы предлагаем освободить пространство. Естественно, оставить зоны для парковок, но отчасти их сместить, отчасти оставить на них пространство вдоль линии дороги, создать променад, создать пространство-фильтр, которое разделяет летние кафе и зону влияния рынка. То есть задать тот ритм, о котором я уже говорил.

Участок у башни Врангеля

Предпоследний участок, очень важный — завершение этого красного променада. Мы не могли обойти стороной два очень важных здания, самых главных здания этой улицы. Самое важное — конечно, башня Врангеля, хотя можно спорить. Напрашивалось решение создать что-то вроде площади. И существовала проблема разницы уровней. Если вы присмотритесь внимательно, то даже сейчас видно, что Кунстхалле находится несколько выше относительно уровня тротуара. И мы попытались при помощи этой террасы связать эти два пространства, создать площадь несколько возвышенную, где может происходить все, что угодно. Ресторан, который размещается в Кунстхалле, пожилые люди, которые отдыхают под деревом, тут какой-то Jazz band, который устроил импровизированный концерт. То есть создать то, что мы хотим видеть в городе, создать условия для ситуативности. Потому что, как нам кажется, важно создать условия, а жизнь, мы видим, даже в суровых условиях она находит свои решения, свою экспрессию.

13.JPG14.JPG15.JPG 

Решили зеленую парковку существующую озеленением, кустарниками, которые слегка ее огораживают. Была проделана достаточно сложная и серьезная работа с островами, то есть безопасностью и прочим.

Озёрный проезд

И завершающий участок — это Озерный проезд. К сожалению, там снесли очень красивое здание и строят апарт-отель. Не знаю, как его построят. Мы выбрали ракурс, где его не очень хорошо видно, потому что для нас важно в принципе пространство, для нас важна та аллея, которая уже существует, каштановая, и мы ее дополняем новыми деревьями, потому что там есть явные пробелы, дополняем ее кустарниками, которые разделяют пространство дороги, и создаем новое, отличающееся от предыдущих участков, место.

На самом деле не так много нужно изменить. Посадить несколько деревьев и разграничить зоны ответственности, отгородить немножко дорогу. В принципе, газоны уже существуют. Надо просто дать им немного пространства и привести все это в порядок.

16.JPG17.JPG18.JPG 

Опять же, кладка клинкерной плитки отличается от предыдущих участков. Мы задаем новый ритм, постоянно в какой-то степени играем с этой формой, с одним и тем же модулем.

Пара слов о велодорожках

Там 5 метров променад между двумя деревьями, и там места хватит всем. Не обязательно эту дорожку чертить, а важно создать пространство, которым будут пользоваться. Люди договорятся, как его использовать. Кто-то будет там гулять, кто-то будет ехать на велосипеде. Есть условия: вы не можете в этом пространстве ехать с скоростью 25 км/ч на велосипеде. Ну, будете ехать 15, но если это комфортное пространство, где и вы едете в направлении Нижнего озера, возможно, вам не нужно разгоняться, и, возможно, вам будет достаточно того, что существует. 

Дорожки — это важно, и это нужно, но это не должно быть самоцелью. Мы сместили акцент на том, что это такой променад. Но это не исключает того, что им могут пользоваться велосипедисты. И, как вы показали, совершенно потрясающую способность и пересечение трудной местности. Я думаю, что будет вполне комфортно.

Текст — Татьяна Зиберова, фото — Глеб Леонов, институт «Стрелка», презентация предоставлена КБ «Стрелка»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]